Вам понадобится
  • - картинный материал с изображением предметов, животных;
  • - карточки с изображением овощей, фруктов, мебели, одежды (обобщающие понятия);
  • - сюжетные картинки;
  • - серия сюжетных картинок.
Инструкция
1
Для определения словарного запаса своего ребенка вы можете найти в интернете примерные схемы обследования. Можно купить тесты, сейчас они доступны в продаже и выпущены для детей разных возрастных категорий. Например, словарь детей трех и шести лет существенно отличается.
2
Далее вам необходимо подготовить дидактический материал (картинки или игрушки) для проведения обследования. Так как у детей еще преобладает наглядно-действенное мышление и для обследования пассивного словаря необходимы карточки-картинки с изображением предметов.
3
Чтобы выявить активный словарь, можно задать простые вопросы: спросить у малыша про его имя, фамилию, как зовут членов семьи и где он живет. Также обычно спрашивают про друзей, их имена и про домашних питомцев. Уже из первых фраз становится понятно, достаточно ли развита речь у ребенка. Если ребенок затрудняется с ответами, то подбодрите его и подскажите ответы на некоторые вопросы.
4
Далее переходите к лексическим темам. Предъявите ребенку несколько картинок с изображением домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, овца, свинья). Попросите ребенка назвать каждого животного. Если малыш затрудняется назвать некоторых животных, то назовите четко название животного и попросите ребенка показать карточку с его изображением. Если ребенок затрудняется и в данном случае, то покажите правильную карточку и еще раз назовите животное. Затем повторите задание. Так можно обследовать несколько тем. Используйте разное количество карточек в зависимости от возраста. Темы: домашние животные, животные и их детеныши, дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты, одежда, транспорт и другие.
5
Предъявите малышу картинку с изображением предметов по лексическим темам, например: фрукты, игрушки, овощи. Ребенок должен посмотреть на картинку и сказать, как одним словом можно назвать все предметы, изображенные на данной картинке. Если ребенок затрудняется, подскажите ему. Затем снова повторите свой вопрос.
6
Если ребенок справился с предыдущими заданиями, то можете попросить его рассказать, что изображено на сюжетной картинке или серии сюжетных картинок (их также можно попросить разложить в правильной последовательности). Если ребенку трудно дается рассказ, то расскажите сами и попросите пересказать.
7
В случае, если вы затрудняетесь самостоятельно проводить обследование словарного запаса ребенка - обратитесь к логопеду, который поможет выявить, на каком уровне речевого развития находится ваш ребенок и подскажет, как исправить выявленные отклонения.