Совет 1: Почему Википедию назвали Википедией?

Википедию назвали Википедией для отображения основных принцип и характеристик данного проекта. «Вики» означает особый формат функционирования веб-сайта, при котором его пользователи сами могут изменять содержимое, структуру; «педия» просто переводится как «обучение».
Вопрос о природе названия Википедии является распространенным, однако ответ на него достаточно прост, поскольку данное слово подразделяется на две составные части. «Вики» представляет собой специальный формат, который используют в своей работе определенные сайты. Указанный формат предполагает наличие специальных инструментов, с использованием которых пользователи без каких-либо затруднений могут самостоятельно модифицировать контент данного ресурса, изменять его структуру. Указанный принцип является основным в деятельности Википедии, обеспечивает ее стабильным и оперативным увеличением материала.

Происхождение формата Вики

Описанный формат функционирования Википедии, ряда других проектов появился относительно недавно, его возникновение связывают с именем Уорда Каннингема, который впервые использовал эту формулировку в 1995 году. Само слово «Вики» заимствовано из гавайского языка, в дословном переводе оно означает «быстрый». Википедия действительно наполнялась контентом очень быстро, поэтому на начальной стадии развития обогнала свою предшественницу Нупедию, которая считалась до этого основным проектом. В своем нынешнем значении формат Вики характеризуется простотой, быстротой появления внесенных изменений, разделением контента на поименованные страницы, отсутствием ограничений в количестве авторов.

Происхождение слова «Педия»

Вторая часть названия Википедии просто переводится как «обучение». Этим создатели проекта хотели подчеркнуть его энциклопедический характер, беспристрастность, отсутствие возможностей для выражения личного мнения, освещения новостей или общения, что нехарактерно для свободной энциклопедии. Именно поэтому большая часть статей Википедии действительно отличается сухим энциклопедическим стилем изложения материала, несмотря на создание контента разными авторами. Указанный эффект достигается за счет работы профессиональных редакторов, которые перерабатывают, исправляют и дополняют написанные добровольцами материалы. Описанные ограничения Википедии, которые отражает ее название, тщательно соблюдаются на протяжении всего периода существования проекта, любые попытки преодоления указанных требований пресекаются или приводят к созданию родственных ресурсов, функционирующих на основании собственных принципов и правил.

Совет 2: Кто придумал и создал Википедию

Википедия - это огромный источник всевозможной информации, доступный бесплатно в сети интернет. Ресурс доступен на многих языках мира, в том числе и на русском. По состоянию на сентябрь 2014 года Википедия насчитывает более 33,1 млн. статей на 287 языках, которые были созданы более чем 48 миллионами пользователей.

История создания и развития Википедии

Каждому пользователю проекта доступна возможность редактирования любой статьи или записи. В Википедии собрана различная полезная информация - от величайших спортивных событий до истории древних цивилизаций и значимых мировых событий.

Официально история Википедии начинается с ее запуска в январе 2001 года Джимми Уэльсом и Ларри Сэнгером. Однако технические и концептуальные моменты Википедии были заложены значительно раньше. Так, самое раннее определение для публичной интернет-энциклопедии принадлежит Рику Гейтсу и датируется 1993 годом. Но само понятие свободной онлайн-энциклопедии, доступной бесплатно каждому, было предложено Ричардом Столлманом в декабре 2000 года.

Важно отметить, что концепции Столлмана в обязательном порядке включали в себя идею отсутствия какого-либо контроля за редактированием информации, содержащейся на страницах Википедии. Каждый пользователь имеет право редактировать и дополнять информационные статьи. Однако каждое изменение регистрируется в системе, что позволяет удалить размещенную заведомо ложную либо неверную информацию.

В системе реализован достаточно удобный поиск. Достаточно вписать в маленькое окошко искомый факт или, к примеру, наименование географического объекта, и пользователь получает список статей, где упоминается указанное слово. Википедия охватывает большинство сфер человеческой жизни, помогая познавать мир, не покидая место перед монитором.

Достижения интернет-ресурса

Уже 12 февраля 2001 года проект достиг своей 1000-ной статьи, а 7 сентября этого же года статей было 10 000. За первый год своего существования Википедия пополнилась на 20 000 статей, прирост составлял примерно 1500 статей в месяц. В январе 2002 года 90% всех статей в Википедии были лишь на английском языке, но уже через два года менее 50% статей были на английском. С каждым годом интернационализация продолжала увеличиваться. По состоянию на 2014 год 85% всех статей Википедии содержится в неанглийских версиях проекта.

Википедия является абсолютно бесплатным ресурсом, на сайте отсутствует какая-либо реклама, баннеры и прочий коммерческий контент. Помочь в развитии проекта можно лишь добровольными пожертвованиями в специальном разделе.

Согласно исследованиям, Википедия является шестым по популярности ресурсом в сети интернет. К тому же только из США ежемесячно проект посещает более 85 миллионов уникальных посетителей.

Совет 3: Почему Википедия собирает деньги на существование

«Википедия» принадлежит некоммерческой организации Wikimedia Foundation, которая была основана для управления проектами, предназначенными для коллективной разработки. Поскольку организация, обладающая правами собственника, не является коммерческой, все вложения уходят на поддержание работоспособности сайта. Деньги на его содержание идут из пожертвований.
В отличие от многих других пользовательских сайтов, «Википедия» не размещает никакой рекламы. Дело в том, что сайт предназначен для глобального коллективного сотрудничества, и размещение рекламы на нем лишило бы ресурс и его некоторые статьи нейтральной окраски. Сайт развивают рядовые пользователи, и такая репутация не совместима с коммерцией.

Идея о массовой общественной организации заключена в названии ресурса. Корень «вики» означает сайт или веб-ресурс, который может быть модифицирован любым его посетителем. Это бесплатный открытый энциклопедический источник, развиваемый коллективным трудом.

Куда уходят деньги

На поддержание работы сайта требуется немало средств. Сюда входят зарплата для сотрудников, расходы на офис, пространство на сервере, производительность обработки данных или, проще говоря, мощность работы сайта, программное обеспечение.

Как поступают средства на содержание ресурса

Большую часть пожертвований «Википедия» получает через интернет. Каждый год организация устраивает несколько кампаний по сбору средств. Обычно они происходят 3-4 раза в год. Они захватывают СМИ и пожертвования пользователей. Финансовую помощь можно оказать с помощью PayPal, банковской карты, но «Википедия» также принимает чеки, государственные ценные бумаги и банковские переводы.

Организация отдает предпочтение пожертвованиям пользователей. Тем не менее, у «Википедии» есть спонсоры, и она получила небольшое количество грантов.
У «Википедии» 10 основных покровителей, среди которых компания Stanton Foundation, программы помощи Google Matching Gifts и Microsoft Matching Gifts.

Владелец онлайн ресурса ведет прозрачную политику относительно затрат, поскольку основными ценностями организации являются нейтральность и кооперация.

Хотя львиная доля пожертвований поступает в режиме онлайн, «Википедия» устраивает благотворительные мероприятия в рамках кампаний по сбору средств. Иногда «Википедию» поддерживают, предоставляя бесплатно техническую помощь, а именно: сервер, хостинг и потребляемую мощность.
Узнать подробную информацию о возможностях пожертвования можно на сайте Wikipedia.org.

За что «Википедия» не берет деньги

«Википедия» ничего не платит сама за статьи на сайте, поскольку их бесплатно пишут пользователи. Многие основные функции «Википедии» поддерживаются благодаря волонтерской работе специалистов, которые безвозмездно оказывают техническую поддержку. Этой работой управляют специальные волонтерские комитеты.

Совет 4: Как пожертвовать на развитие Википедии

Один из самых популярных сайтов в мире сегодня - Википедия, проект совершенно альтруистичный и живущий исключительно на добровольные пожертвования. Любой человек из любой точки мира может поддержать популярную интернет-энциклопедию.
Владельцем сайта Вкипедия является американская компания «Фонд Викимедиа», которая распространила свою гениальную идею на 39 представительств. Владельцами данного фонда являются Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер. Впервые информационный открытый ресурс был запущен авторами в январе 2001 года.

На что, собственно, деньги?

Основа названия медиаимперии и информационного сайта - слово «вики» было позаимствовано из гавайского языка, оно расшифровывается как «быстро». То есть создатели хотели подчеркнуть, что именно на их сайте вы сможете получить любую информацию быстро и доступно. По сути, они создали одну огромную справочную книгу, в которой собраны знания, касающиеся самых разнообразных сфер.

Стоит подчеркнуть, что Википедия это некоммерческий проект и не история большого бизнеса и огромных денег. Ее создают тысячи людей, которые являются просто добровольцами, обладают достоверной информацией и хотят безвозмездно презентовать ее общественности.

Общий объем сайта превышает 30 миллионов статей, а ежегодный уровень посещаемости составляет около 500 миллионов человек. Если подсчитать полный объем содержащихся материалов, то получится, что именно Википедия стала самой полной энциклопедией созданной за всю историю существования человечества.

Первоначально сайт был исключительно англоязычным. Но популярность ресурса и глоболизация заставили оптимизировать сайт и перевести информацию на несколько языков мира. Более того, в каждой стране есть уникальные страницы, которые созданы специально для населения государства.
Сегодня получить информацию на Википедии можно на родном языке, сайт переведен более чем на 300 языков и наречий.

Помимо своих прямых обязанностей в виде статей на различные темы, Википедия отметилась и в мире журналистики, так как сайт стал еще и новостным источником, отражая наиболее значимые информационные поводы в новостной ленте.

Пожалуй, сегодня Википедия это единственный сайт, который можно назвать поистине народным, так как при его создании ежедневно участвует множество людей.

Пожертвовать и поддержать

Изначально Википедия и не была коммерческим проектом, она большей частью побочный продукт, а потому зарабатывать на информации никто не планировал. Когда же популярность интернет-энциклопедии стала бить все рекорды, думать об извлечении выгоды стало некорректно. Сегодня сайт живет по официальной версии на пожертвования. Пожертвовать и поддержать можно разовой или же перечислять некоторую оговоренную сумму автоматически раз в месяц.
Пожертвования не облагаются налогом.

Россиянам доступны сервисы платежных систем Яндекс.Деньги или webmoney, также можно перевести средства с личной банковской карты. Сервисы максимально унифицированы и упрощены. Минимальная сумма, на которую рассчитывают создатели, 100 рублей, но мецената никто не ограничивает, кроме платежного лимита карты.

Для стран с иной, чем у России, банковской системой предусмотрены иные возможности. К примеру, можно прислать чек или ценную бумагу, а вот отправить почтой деньги в конверте не удастся ни в одной стране.

филантропия
Источники:
  • Официальная страница о Википедии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500