Обзор приемов отказать, которые не всегда срабатывают

В сети интернет и в популярных изданиях напечатано много приемов отказать назойливому собеседнику или сказать нет в ситуации продажи. Названия таких технологий отказа говорят сами за себя. Приемы «Тянуть время» и «У меня планы» предписывают взять паузу на раздумья, однако в итоге риск обидеть отказом не снижается, а только откладывается на потом. Совет «Меры предосторожности» понуждает вас избегать встречи с манипулятором или обходить ситуации, когда к вам могут обратиться с просьбой. Приемы "Обычно я не..." и "Контролируемая глупость" знакомят читателя с речевыми фразами, которые превращают его самого в манипулятора чувствами и поведением другого человека. Нам же нужна такая технология сказать «нет», чтобы самим не потерять лицо и сохранить уважение человека, которому мы отказываем.

Психологическая подготовка к ситуации отказа

Боьшинство людей понимают, что для того чтобы сказать «нет», нужна завидная уверенность и спокойствие. В то время, когда неуверенный в себе человек краснеет, суетится и отводит глаза, уверенный собеседник отказывает легко и свободно. Его делает уверенным как раз психологическая готовность к этой ситуации и знание технологии отказа, чтобы не обидеть другого человека. Психологическую подготовку вы можете пройти на тренингах ассертивности и семинарах уверенного поведения. Можно с задачей «стать уверенным в общении» обратиться за помощью к психологу. А можно приобрести ситуативную уверенность, воспользовавшись приемом «Поза английской королевы». Для этого услышав просьбу в свой адрес, глубоко вдохните, приподнимите подбородок, распрямите плечи и глядя в глаза собеседнику примените технологию отказа.

Технология сказать «нет» и не обидеть человека

Итак, главная трудность в отказе, это сохранить свое лицо и не обидеть собеседника, что означает сохранить уважение и расположение просящего по отношению к вам. Технология сказать "нет" прямо и недвусмысленно предлагает вам говорить "нет" просьбе человека и при этом сказать «да» личности человека. Что это означает? Это значит, вы должны показать человеку, что он для вас важен, придать ему значимости, выразить признательность. И одновременно с этим отказать ему (всего-то) в просьбе. 

Вот как мог бы выглядеть диалог с вашим сослуживцем, которой просит у вас взаймы.

Сослуживец подходит к вам за обеденным перерывом и заискивающе просит: «Слушай, выручи (умоляющий взгляд), хочу перехватить у тебя пару тысяч рублей до получки».

Вы за несколько секунд принимаете «позу королевы» и глядя в глаза своему коллеге, мягким и уверенным голосом говорите: «Мне очень приятно, что ты обращаешься именно ко мне. Я рад, что мы работаем с тобой в одной конторе (говорите «да» личности собеседника).Прости, но я не займу тебе денег в этот раз (отказываете ему в просьбе)».

Если ваш коллега по работе предпринимает еще одну попытку вымолит у вас деньги, вы продолжаете говорить "нет" его просьбе уже короткой фразой, твердым голосом: «Ничего не выйдет. Нет»..

Вам уже не нужно повторять всю фразу целиком, и вы применяете технику «заезженной пластинки», повторяя «нет» до тех пор, пока собеседник не отстанет от вас со своей просьбой. В ситуации большей психологической дистанции, например, в общении с навязчивым торговцем вы можете подкрепить свое второе «нет» на телесном уровне, развернувшись к продавцу спиной.

Отрепетируйте «позу королевы» и умение сказать «нет» твердым и уверенным голосом дома перез зеркалом. Потренируйтесь отказывать с сохранением уважения к собеседнику незнакомым людям, прежде чем сказать «нет» и не обидеть близких людей.