Совет 1: Как назначаются экспертизы в судебном заседании

Экспертизы в судебном заседании назначаются на основании ходатайства сторон или по инициативе суда. Назначение экспертизы оформляется определением, требования к содержанию которого установлены гражданским процессуальным законодательством.
При разрешении судебного спора могут возникнуть определенные вопросы, ответы на которые требуют профессиональных знаний в различных областях. Без таких сведений невозможно принять законное, обоснованное решение по делу, сам суд подобными познаниями не обладает. Именно поэтому статья 79 Гражданского процессуального кодекса РФ предписывает в указанных случаях назначать экспертизу. Проведение такой экспертизы должно быть поручено конкретному эксперту, экспертной организации, группе экспертов. С инициативой о назначении такой процедуры может выступить любая сторона, участвующая в деле. Также суд может самостоятельно решить вопрос о необходимости ее проведения, если возникнет потребность в использовании профессиональных знаний, навыков.

Как оформляется назначение экспертизы

Если в судебном заседании была установлена необходимость назначения экспертизы для выявления определенных обстоятельств, то суд предлагает сторонам представить список вопросов, которые будут заданы эксперту. Окончательный вариант указанного списка определяет сам суд после рассмотрения предложений сторон, однако отклонение определенных вопросов он обязан мотивировать. При этом истец, ответчик могут ходатайствовать перед судом о назначении конкретного эксперта, экспертной организации, обладают другими правами, изложенными в части 2 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса РФ. После установления круга вопросов, согласования кандидатуры эксперта судом выносится определение о назначении экспертизы, содержание которого регламентировано статьей 80 ГПК РФ.

Что происходит после изготовления экспертного заключения

После завершения назначенной экспертизы стороны знакомятся с заключением эксперта, один экземпляр указанного документа помещается в материалы гражданского дела и оценивается наряду с другими доказательствами. Если какую-либо сторону не удовлетворяет содержание заключения, возникают дополнительные существенные вопросы, то она может просить суд назначить повторную, комиссионную, дополнительную или комплексную экспертизу. Данное ходатайство будет удовлетворено судом только при наличии веских оснований. Иногда в процессе проведения экспертизы требуется участие сторон, которые должны представить определенные документы, материалы эксперту. При уклонении участников дела от такого содействия суд может признать факты, для выяснения которых назначалась экспертиза, установленными или опровергнутыми.

Совет 2: Как написать правильно ходатайство

В ходе судебного разбирательства стороны имеют право заявить устное или письменное ходатайство. Ходатайство — это обращение заявителя к суду, содержащее какое-либо требование, просьбу. Процессуальное законодательство определяет виды ходатайств: об истребовании доказательств, о передаче по подсудности, о привлечении к участию в деле и иные. Ходатайство должно содержать конкретные требования. Вопросы, изложенные в ходатайстве, разрешаются судом.
Инструкция
1
Укажите суд, в который направлено и номер дела, в рамках которого заявлено ходатайство.
2
Напишите, от кого исходит ходатайство, его процессуальное положение.
3
Укажите наименование и адреса иных участников процесса.
4
Укажите реквизиты ходатайства: дату, номер.
5
Изложите суть вопроса, для разрешения которого потребовалось обратиться к суду.
6
Сошлитесь на нормы процессуального кодекса, предусматривающие возможность обращения с ходатайством по конкретному вопросу: назначение экспертизы, отложение судебного заседания и пр.
7
К ходатайству приложите обосновывающие документы.
8
Подпишите и приложите документ, подтверждающий полномочия лица на подписание.
Видео по теме
Обратите внимание
Ходатайства заявляются до окончания исследования материалов дела. Все ходатайства заносятся в протокол судебного заседания.
Совет полезен?
Ходатайство следует направить в суд заранее, однако суд его разрешит по существу в ходе заседания, учитывая мнение участников процесса. Решение по ходатайству отражается судом в определении: протокольном или в виде отдельного документа.
Источники:
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
Видео по теме
Источники:
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500