Чтобы разобраться в этом, необходимо для начала определить, что есть добро, а что зло, а это порой бывает очень и очень непросто. Абсолютного добра, как и абсолютного зла, в мире не существует, все относительно. Достаточно вспомнить еще одну поговорку: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Не все, что является благом для одного, будет таким же благом для другого.

Недоброе добро



Как часто человек в течение жизни слышит: «Нужно поступить так, а не иначе. Послушай нас, мы тебе добра желаем». Так говорят родители ребенку, а друзья, коллеги и начальство взрослому человеку. И, как правило, говорится это для того, чтобы убедить человека поступить так, как ему совсем в данный момент не хочется.
Хорошо, если у таких советчиков отсутствуют корыстные мотивы, что вовсе не редкость.


Возможно, человек впоследствии признает и оценит всю мудрость этого совета и поблагодарит тех, кто направил его по верному пути. Но чаще бывает по-другому: человек, переступая через свои интересы, следует совету, а результат его не удовлетворяет. И он обвиняет советчика в своих бедах и неудачах!

Не редкость и другая ситуация: человек действительно нуждается в помощи и, казалось бы, с благодарностью ее принимает, только после, когда дела снова идут на лад, он вдруг перестает общаться с тем, кто так вовремя подставил ему дружеское плечо. А порой и начинает его откровенно недолюбливать. Добрый друг недоумевает: «Что случилось? Чем я провинился? Ведь я же сделал доброе дело!». Тем не менее в ситуации нет ничего удивительного: общаясь со своим «благодетелем», бывший неудачник вспоминает ситуацию, в которой он был слаб и беспомощен, проблемы, с которыми не смог справиться самостоятельно. Недавний помощник становится для него «живым укором», воспоминанием о черных днях. Естественно, от таких воспоминаний и неприятных чувств человек стремиться избавиться, как минимум, ограничив общение с тем, кому обязан.

Благое зло



Со злом тоже не все так просто. У хирургов есть поговорка «Чтоб добрым быть, быть надо беспощадным». Действительно, врач, оказывая помощь пациенту, должен принимать решения порой достаточно жесткие, даже жестокие. Жалость и излишняя эмпатия в некоторых случаях могут принести непоправимый вред и даже привести к смерти больного.

Но и в повседневной жизни неблаговидный на первый взгляд поступок может обернуться благом. Вот человек отказывает приятелю одолжить денег или устроить на работу в свою фирму. С одной стороны, он кажется черствым и бесчувственным. Но если приятель просит деньги регулярно, а потом также регулярно «забывает» их вернуть, не подтолкнет ли отказ его к поиску самостоятельных путей для решения своих материальных проблем? А приняв на работу хорошего знакомого или друга, не рискует ли человек испортить с ним отношения, если заведомо уверен, что тот с работой не справится?

Или родители, ограничивающие ребенка в его действиях, предъявляющие требования к нему, контролирующие его жизнь – разве они не лишают растущую личность свободы? Но ребенок, выросший в атмосфере вседозволенности, с большой вероятностью не сможет стать ответственным, порядочным человеком – ведь он привык делать только то, что ему нравится, не считаясь с другими.

Возможно, наиболее верным решением будет вмешиваться в жизнь только тех людей, за которых человек несет ответственность – детей, стариков, больных и только в тех случаях, если это действительно необходимо.
Порой меру необходимости и степень полезности того или иного действия определить бывает довольно трудно.
И думать при этом надо не о собственном удобстве, а о благе подопечного. Взрослые же дееспособные люди должны решать свои проблемы самостоятельно, помочь им можно, если есть желание и возможность, и только в том случае, если они сами об этом просят. И даже совершая добрый поступок, не стоит ждать за него благодарности, ответных добрых дел и других «дивидендов».