Крупнейшая галактика

Световой год – стандартная величина измерения состояния в космосе. Это путь, который свет, движущийся с предельной скоростью во Вселенной, преодолевает за год. Наша Галактика имеет форму спирали, ее диаметр составляет около 100 тысяч световых лет: столько времени нужно свету, чтобы пролететь от одного края через ее центр к другому.

Но это далеко не самое крупное образование, многие галактики имеют размеры в несколько сотен тысяч световых лет, а иногда больше миллиона.

Крупнейшая из обнаруженных галактик находится в звездном скоплении Abell 2029. Она расположена на расстоянии более миллиарда световых лет от Земли, поэтому выглядит как мелкая точка в созвездии Девы, но на самом деле это невероятно гигантское линзовидное образование. Возможно, сейчас она немного изменилась, ведь наблюдателю виден свет, исходивший от нее миллиард лет назад. У нее нет традиционного имени, она носит номер IC 1101.

Впервые эту галактику наблюдал в телескоп известный английский астроном Уильям Гершель в 1790 году.

Диаметр IC 1101 – около 6 миллионов световых лет, пока не было найдено ни одной галактики с большей шириной. Возможно, это и самое массивное звездное образование во Вселенной: она в 2 тысячи раз тяжелее Млечного пути, состоит из ста триллионов звезд и планет и содержит огромное количество темной материи. Если сравнивать ее вес с Солнцем, то она в несколько квадриллионов раз больше и тяжелее. Ученые утверждают, что если поставить IC 1101 на место Млечного пути, то она захватила бы и окрестные галактики – Андромеду, Треугольник, Малое и Большое Магеллановы Облака, а ведь они находятся на невероятно далеких расстояниях от Земли.

IC 1101 так и образовалась: она сталкивалась с другими объектами, которые были меньше, и буквально захватывала их своей гравитацией. Астрономы называют такие галактики космическими хищниками: они готовы поглотить все, что встретится на их пути с меньшей массой и размерами.

Другие крупные галактики

Геркулес-А занимает второе место среди крупнейших галактик, хотя ее диаметр намного меньше – около 1,5 миллионов световых лет. Но она в тысячу раз больше Млечного пути, а черная дыра в ее центре в тысячу раз массивнее черной дыры в нашей Галактике. 1,3 миллионов световых лет – размер NGC 262, звездной спирали в созвездии Андромеды. Это в 13 раз больше Млечного Пути.

Ученые могут обнаруживать галактики только в наблюдаемой части Вселенной, но даже в ней поле для поисков еще огромное, обнаружена лишь часть всех существующих объектов. Всего их более ста миллиардов, по предположениям исследователей, и среди них может оказаться еще более крупная галактика.