Лучшие фильмы про Средневековье те, где эпоха отражена без особых прикрас, где красота дворянских костюмов не застит глаза и видны и грязь улиц, по которым текут отбросы и нечистоты, и красота архитектуры, рождавшейся тогда. Это фильмы о сильных людях, стремящихся к счастью и любви, сталкивающихся с болью и несправедливостью, ужасами и войнами. Фильмы о людях, преодолевающих жестокость мира.

Творцы прекрасного



«Имя Розы» (Der Name der Rose, режиссер Жан-Жак Анно, 1986) – трактат великого Аристотеля о комедии, единственный в мире экземпляр которого хранится в тайном отделе великой монастырской библиотеки. Книга становится источником преступлений и смертей, расследовать которые суждено францисканскому монаху Вильяму Баскервильскому (в исполнении Шона Коннери) и его помощнику, послушнику Адсону (Кристиану Слэйтеру). Фильм создан в жанре исторического детектива, визуально красив и зрелищен, и все герои словно сошли с картин художников той эпохи. В нем немного философских и религиозных рассуждений, в достатке средневековых нравов и событий, а работа священников по фальсификации мировой истории показана в изумительном натурализме.

«Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель» (Lope, режиссер Андруша Уэддингтон, 2010) – без чего, помимо войн, не мог прожить народ в Средневековье, так это без зрелищ. Великие художники, поэты и драматурги творили эпоху и Европу не менее, чем короли-завоеватели. Смешать трагедию с комедией было в те времена не меньшим преступлением, чем богохульничать, но благодаря талантам Лопе – и стихотворным и любовным, - всемирной истории как-то пришлось с этим смириться. Для своего времени он был чересчур стремителен и полон постоянных перемен и для режиссера Андруша Уэддингтона было важно именно это. Пожалуй, не стоит искать в этом фильме ни достоверной биографии, ни легкости любовной истории, знакомой по старому телефильму «Собака на сене», снятому по одной из пьес плодовитого драматурга. Фильм Андруша Уэддингтона хорош тем, что прост и снят без стереотипы о том времени и поэтах. Хотя любви и романтичной поэзии в нем предостаточно.


«Призраки Гойи» (Goya's Ghosts, режиссер Милош Форман, 2006) – герои фильма - это люди, словно сошедшие с картин великого живописца. Те, за чьими судьбами он следовал, и чьи лица там и тут встречаются в его полотнах и карандашных набросках. Священник Лоренцо (в исполнении Хавьера Бардема) и прекрасная Инес (Натали Портман) впервые увидели друг друга на портретах, в мастерской Мастера Франсиско Гойи (Стеллан Скарсгард). Мгновение, и вот их судьбы уже переплелись: недремлющая инквизиция, подозревающая инакомыслие и в тарелке съеденной курицы, а не свинины, схватила девушку, и даже похотливый священник иезуит не смог ее спасти и вынужден был бежать из Испании. Прошло 15 лет, Франция оккупировала Испанию, вырезая и вешая сопротивляющихся, насилуя мирное население, уничтожая инакомыслие, но и упраздняя инквизицию на своем пути. Герои вновь встречаются. Они не прекрасны, как и мир, окружающий их. И лишь оглохший Гойя дает надежду, запечатлевая в своем бессмертном наброске смерть на эшафоте и новорожденного младенца на руках безумицы.

Рыцари и Прекрасные дамы



«Храброе сердце» (Braveheart, режиссер Мел Гибсон, 1995) – Мел Гибсон взял за основу фильма историю легендарного национального шотландского героя Уильяма Уоллеса, воевавшего с англичанами, и постарался вместить в свой фильм все возможные представления об эпохе, о героизме, о любви к Прекрасной Даме, о стремлении непокоренных малочисленных народов к Свободе. Среди навоза, грязи, битв, лязганья мечей и ножей, впивающихся в горло врагов, женщин и детей, рождалась малочисленная но великая свободолюбивая нация. И она родилась, поскольку сплотила ее жизнь, а затем и смерть национального героя.

«История рыцаря» (A Knight's Tale, режиссер Брайан Хелгеленд, 2001) – один из немногих фильмов об эпохе Средневековья, снятый с хорошим чувством юмора, изысканной иронией в жанре романтической исторической сказки. Мальчик из бедной недворянской семьи, однажды надев доспехи хозяина, выигрывает рыцарский турнир. С этого начинаются его приключения, победы в турнирах и любви, а также заводятся коварные враги. Этот фильм стал одной из первых настоящих актерских удач для талантливого Хита Леджера, который здесь настоящий Рыцарь без страха и упрека.