Зарождение прелюдии


Прелюдия возникла еще в середине пятнадцатого века. Изначально она была небольшим музыкальным (обычно инструментальным) вступлением к более крупному сочинению. Опытные музыканты зачастую вместо заранее подготовленной прелюдии предпочитали импровизировать.

Такое вступление давало возможность исполнителю проявить себя, показать свою изобретательность и музыкальность. За несколько сотен лет прелюдия превратилась из такого необязательного импровизационного фрагмента без определенного начала и окончания в небольшую музыкальную пьесу не допускавшую уже импровизации и экспромта. Такими прелюдиями в восемнадцатом веке открывали сюиты и оперы во Франции.


Иоганн Себастьян Бах был первым композитором, который привнес в жанр прелюдии некую музыкальную самостоятельность, отделенность от крупных жанров. Он создал целый цикл небольших музыкальных пьес, в которых прелюдии и фуги соединялись в устойчивые пары. В фуге закладывалась музыкальная тема, соответствующая канонам, а в прелюдии эта же тема подавалась более свободно. Фуга - жесткая музыкальная форма, в которой музыкальная тема развивается при помощи полифонии или многоголосья. В узком более привычном смысле можно сказать, что певческий канон является фугой, поскольку одна и та же тема повторяется в нем с вариациями, перекликаясь в разных фрагментах музыкального произведения и так далее.

«Хорошо темперированный клавир» Баха стал настоящей энциклопедией прелюдий. В этом произведении представлены всевозможные виды этой музыкальной пьесы — торжественные, скорбные, быстрые, медленные, отрывистые и слитные. Фактически большинство композиторов более позднего времени в своих изысканиях опирались на работу Баха.

Развитие жанра


Второе рождение прелюдии произошло благодаря польскому композитору Фридерику Шопену. Его прелюдии романтичны, неповторимы, эмоциональны. Цикл из двадцати четырех прелюдий можно рассматривать, как единое, совершенное произведение. При этом каждая из пьес может быть сыграна (и играется) отдельно. Фактически именно Шопен сделал прелюдию самостоятельным музыкальным произведением.

По сути, прелюдия представляет собой небольшое музыкальное произведение продолжительностью в несколько минут, обычно в рамках прелюдии развивается и трансформируется небольшая музыкальная тема. Не существует жестких канонов или регламентированной формы для этих музыкальных пьес.

В современном мире у прелюдии появилось дополнительное значение. Этим словом принято обозначать ласки, предшествующие половому акту.