Совет 1: Какое влияние на науку оказал Аристотель

Аристотель – один из самых выдающихся древнегреческих философов, который не только создал развернутую философскую систему, но и оказал влияние на формирование многих научных направлений: социологии, логики, физики, химии. Его труды использовались в течение многих столетий после его смерти.

Учение Аристотеля

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в Стагире, его отец был врачом македонского царя, сын которого впоследствии пригласил будущего философа наставлять юного Александра Македонского. Аристотель учился у Платона, а после расставания с воспитанником основал свою школу – Лицей, которым руководил около тринадцати лет. За это время философ написал несколько крупных работ: «Метафизику», «Физику», «О душе», «Этику», «Поэтику», «Органон», «Историю животных» и другие.

Большая часть его трактатов посвящена философии, несмотря на различные названия. Философия в Древней Греции была наукой о бытии и изучала все явления в жизни. Аристотель различал три ее направления – поэтическую, теоретическую и практическую. Он утверждал, что все вещи состоят из двух начал: материи и формы. Материя – это вещество, из которого состоит что-либо, а форма – это идея, активное начало, организовывающее материю. Поначалу его рассуждениям был свойственен дуализм, но позже Аристотель стал последователем идеализма и считал, что форма господствует над материей.

Аристотель считал, что в любой науке исследования нужно вести с изучения единичных вещей с помощью чувственного восприятия. Он был сторонником индукции – движения от частного к общему, но предостерегал не делать поспешных заключений. Аристотель углублялся в метафизику, объясняя бытие четырьмя причинами: материальной, формальной, целевой и движущей.

Влияние Аристотеля на развитие науки

Взгляды и учения Аристотеля ценились не только во время его жизни, но и столетия после. Его уважали арабские философы последующих веков, к нему трепетно относились схоласты христианского Средневековья, а гуманисты, отвергавшие схоластическое учение, еще больше ценили его труды.

Аристотель считается крестным отцом физики, его трактат «Физика» положил начало истории этой науки, хотя большая часть его содержания относится к философии. Тем не менее, он правильно определил задачи физики – исследовать причины, начала и элементы природы (то есть, основные законы, принципы и основополагающие частицы).

Аристотель заложил основы для развития химии, с его учений о четырех первоначалах – земли, воздуха, воды и огня – начался предалхимический период истории этой науки. Древнегреческий философ предположил, что каждое начало представляет собой состояние первоматерии, но имеет определенный набор качеств. Эта идея стала впоследствии развиваться в средние века.

Аристотель оказал огромное влияние на логику: он занимался изучением дедуктивных заключений, описал логические законы противоречия, тождества и исключенного третьего. Особенно большой вклад этот ученый внес в философскую науку, определив взгляды средневековья и нового времени. Он также повлиял на развитие психологии, экономики, политики, риторики, эстетики и других областей научного знания. Его труды переводились на латинский, арабский, французский, иврит, английский и другие языки.

Совет 2: Что такое материя как основа бытия

Материя, иначе вещество, – это одна из основ бытия, ей противопоставляется дух, или сознание. Понимание основ материи несколько различается, в зависимости от того, рассматривается она в контексте идеализма или материализма.

Материя в философии

Слово материя произошло от латинского materia, что переводится как «вещество». Под этим термином понимается физическая субстанция, то есть сущее, все, что присутствует в мире и существует в нем в непосредственном воплощении. Можно сказать, что в традиционном понимании материя – это все, что можно увидеть и потрогать.

В философии реальность принято разделять на субъективную и объективную. В материализме субъективной реальностью является сознание, а объективной - материя. Именно материя (как все сущее) определяет сознание, она первична, так как существует, независимо от сознания или духа. Сознание – это порождение материи, оно опирается на нее, но без нее существовать не может.

В идеализме все наоборот, сознание - это объективная реальность, а материя - субъективная. Дух, или сознание – это первичное, именно дух творит материю, от сознания зависит и сама объективная реальность. Иными словами, все, что существует, определяется духом, сознанием или помыслами.

Главное различие между идеализмом и материализмом кроется именно в этом моменте. Без понимания этого различия довольно сложно осознать роль материи, как основы бытия, в философском понимании. Иногда также материей означают все существующее, в каком-то смысле обобщая и дух, и вещество. Это фундаментальный термин.

История понимания материи

Первыми понятие материи ввели еще древние греки. Например, Демокрит и Левкипп заявляли, что весь мир состоит из частиц (атомизм), и эти частицы и есть материя. Платон вводил понятие материи, чтобы противопоставить ее миру идей. Аристотель считал, что материя вечна, она существует объективно и независимо ни от чего.

В Средние века развивалась, преимущественно, религиозная философия, поэтому материя рассматривалась с позиций соотношения с религиозными догматами, в контексте христианства.

Более поздние философы пытались исследовать материю, выделяя ее свойства, например, Гоббс писал о том, что субстанция характеризуется протяженностью. Он же разделял материю на первичную и вторичную, причем первая материя – это вообще все, что наполняет вселенную, своеобразный универсум. А вторая – это то, что доступно для непосредственного восприятия.

Находились и те, кто вообще отрицал материю. К ним относился Джордж Беркли. Он писал, что восприятие материи базируется лишь на том, что субъективный дух воспринимает идеи, как материальные. Материи же и вовсе, как он утверждал, не существует.

Во времена просвещения материю стали рассматривать с точки зрения удивительного многообразия мира. Дидро писал о том, что материя существует только в своем многообразии, если бы его не было, не было бы и материи.

Прогресс науки и изучение явлений, которые невозможно увидеть глазами, толкал людей к мыслям о том, то идеализм торжествует. Кант внес порядок в этой сумятице, различив логическую и физическую материю. При этом, он был дуалистом, то есть признавал существование материи и духа одновременно.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500