Совет 1: Символизм и импрессионизм - в чем разница

Рубеж 19-20 века характеризуется яркой культурной жизнью. Одновременно в искусстве развивалось сразу несколько направлений, которые порой противоречили, а иногда, наоборот, дополняли друг друга. Особенно выделились импрессионизм и символизм - направления, которые дали возможность искусству достойно шагнуть в новый век.
Символизм и импрессионизм зародились во Франции на рубеже 19-20 веков. Прежде чем говорить о различиях этих двух направлений, нужно отметить, что оба они имеют одну основу. Это связано с тем, что символизм, появившийся на несколько лет позже, зародился благодаря именно импрессионизму и соответственно получил по наследству от него некоторые черты.

Импрессионизм


Импрессионизм возник как раз в то время, когда деятели искусства старались найти новые пути развития, Постепенно возникло понимание жизни как чего-то вечно движущегося. Смысл же в том, чтобы успеть поймать и запечатлеть каждое мгновение, умея радоваться настоящему.

Жизнерадостность изначально была основой импрессионизма. Приверженцы старались показывать жизнь в ярких красках, не отражая в своих работах социальных и серьезных философских проблем. Во всяком случае, так было вначале, затем произошел раскол и многое поменялось.

Название этого направления возникло само собой: «импрессия» значит «чувственное восприятие». И на одной из первых художественных выставок один из критиков брезгливо обозвал художников «импрессионистами». Художники бросили вызов и приняли это название. В итоге оно потеряло негативный оттенок.

Очень логично, что импрессионизм получил широкое распространение именно в живописи. Хотя и идеи импрессионизма проникли в музыку и литературу, чаще под этим словом все равно подразумевают только художников. Символизм же в этом смысле пошел дальше.

Символизм


Символизм получил большое распространение, как в живописи, так и в литературе. Особенностью направления стала некоторая отрешенность искусства от реальной жизни. Приверженцы направления в своем сознание старались разделить два мира: «мир идей» и реальность, т.е. «мир вещей».

Еще до символистов в искусстве применялись различные художественные образы. Но все они имели больше аллегорический характер. Это значит, что, например, читатель, внимательно изучая произведение, мог легко понять, что именно скрывается за конкретным образом. Символисты же стараются уйти от прямого объяснения.

Федор Сологуб, один из основателей направления, очень кратко и емко высказался по поводу значения символа: «Символ - это окно в бесконечность». Такая концепция намеков и недосказанности больше свойственна поэзии. И в действительности, музыканты, писатели, художники, нарекавшие себя символистами, старались пронизывать свои работы поэтичностью и загадками. Человек, старающийся понять произведения, мог найти огромное количество трактовок, каждая из которых имела право на существование.


Воздействие на сознание


Несмотря на то, что символизм перенял от импрессионизма его главное свойство - уметь запечатлеть движение жизни и воздействовать на чувства человека, это направление значительно расширило понимание значения искусства. Перед символистами стояла другая задача - научить человека воспринимать «мир идей» как отдельную субстанцию и доказать, что одно слово, один предмет материального мира может иметь абсолютно разные, даже противоположные значения в ирреальности. Теперь наряду с воздействиями на чувства должно было происходить воздействие на сознание.

Совет 2: Что такое импрессионизм

Импрессионизм – это направление в искусстве, развивавшееся в конце XIX–начале XX веков. Термин произошел от французского слова impression – «впечатление». Представители этого направления старались как можно естественнее отразить изменчивый реальный мир и свои впечатления от него.
Впервые этот термин был использован в негативном смысле. Журналист Луи Леруа написал критический отзыв о первой выставке приверженцев этого еще никак не названного направления. Оттолкнувшись от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», критик «обозвал» импрессионистами всех участников выставки. Те в знак протеста приняли это название, и оно укрепилось как термин без негативного значения.

Зарождение импрессионизма датируется 1860-ми. В этот период художники ищут способы ухода от академизма. В 1863 г. Э. Мане, негласный идейный лидер импрессионистов, представил публике картину «Завтрак на траве», в следующем году Э. Буден приглашает его в Онфлер. Там художник наблюдал за работой учителя на этюдах и учился создавать картины на пленэре. В 1871 году Моне и Писсаро в Лондоне знакомятся с творчеством У. Тернера, которого называют предшественником импрессионизма.

Стараясь уйти от академизма, представители нового направления проводили свои поиски как в области сюжетов картин, так и в технике их создания. Импрессионисты отказались от мифологических, литературных, библейских, исторических сюжетов – они были характерны для салонной живописи и пользовались спросом у аристократов. Художники обратили внимание на обычную повседневную жизнь. Новые полотна можно назвать демократическими, ведь на них были изображены люди в парках и кафе, в саду и во время лодочных прогулок. Широко распространен был пейзаж, в том числе городской. В рамках этих тем импрессионисты пытались уловить неповторимость каждого изображенного мгновения, уникальность дыхания жизни, передать свое непосредственное впечатление.

Чтобы передать каждое мгновение непосредственно, живо, свободно и в то же время точно, импрессионисты писали по большей части на пленэре – на открытом воздухе. Стремясь к легкости изображения, художники отказались от контура – они заменили его маленькими контрастными мазками. Накладывая такие дробные штрихи, мастера ориентировались на теории цвета Шевреля, Гельмгольца, Руда. Это позволяло им с помощью, казалось бы, не очень близких к реальности цветов создавать нужные оттенки и отражать в картинах практически каждое движение воздуха.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500