Совет 1: Что такое неолит

Неолит в переводе с греческого (νέος — новый, λίθος — камень) – новый каменный век или последняя, завершающая его эпоха. Это исторический период перехода от собирательства к производящему хозяйству.
Последний этап каменного века – неолит – хронологически относят к VIII-III тысячелетиям до нашей эры. Границы эти весьма условны. Русский географ и путешественник С.П. Крашенинников в XVIII веке описывал типичный неолитический быт местных жителей Камчатки, а некоторые племена Океании до сих пор пользуются исключительно каменными орудиями труда.

Относительно быстрое наступление неолита произошло у народов, населяющих территории с благоприятными климатическими условиями: в Египте, Индии, Передней и Средней Азии. Позже он наступил в Юго-Восточной Европе, а племена, проживающие на землях с суровым климатом: на Урале, Севере, гораздо дольше оставались на предыдущем этапе развития.

Прежде всего, поздняя эпоха каменного века характеризуется появлением и использованием каменных, кремниевых и костяных орудий труда (часто с рукоятками), которые изготавливали при помощи сверления, пиления и шлифования. Человек эпохи неолита научился плести сети, строить плоты и челны, обрабатывать деревья, выращивать растения и делать посуду из глины. Появление ткацкого станка, гончарного круга и изобретение колеса резко повысили производительность труда.

На землях с благоприятным климатом человек быстрее перешел от собирательства к земледелию и разведению скота. Однако большая часть племен, обитающих на менее плодородных землях, была вынуждена по-прежнему заниматься рыболовством и охотой. Так по культурно-хозяйственным признакам в неолитическую эпоху произошло разделение на земледельцев/скотоводов и рыболовов/охотников. При этом в рыболовстве совершенствовались способы добычи: наряду с гарпунами неолитический человек начал использовать крючки и сети, а также наконечники копий и костяные кинжалы в охоте на зверей. Для земледельческих племен характерны большие поселения с полуземлянками и глинобитными домами.

У человека появилось новое видение мира и осознание себя в нем. Верования земледельцев связаны с силами природы: солнцем, дождем, ветром, грозой. Наскальные рисунки, отображающие жизнь и быт неолитического человека, стали более условными и схематичными, что говорит о появлении абстрактного мышления.

Технические новшества и изменение форм производства способствовали оседлости и привели к увеличению численности населения – первому демографическому взрыву. А произошедший в эпоху позднего каменного века переход от присваивающего уклада хозяйства к производящему – ряд ученых называют неолитической революцией.

Совет 2: Как появилось пиво

Пиво – один из самых популярных в современном мире слабоалкогольных напитков, который получается путем брожения солодового сусла с добавлением пивных дрожжей и хмеля. Его варят во многих странах мира, которые постоянно соревнуются между собой в самых качественных и вкусных сортах этого напитка, а также в том, какая из них является родиной пива.
Инструкция
1
Считается, что история этого алкогольного напитка своими корнями уходит еще в ранний неолит, когда человечество освоило выращивание различных зерновых культур примерно в 9500 году до нашей эры. Существует и еще одна несколько радикальная и не совсем научная версия, которую поддерживает немалая часть пивоваров: зерно начали выращивать не ради хлеба, а именно как сырье для пива.
2
Еще в Древнем Шумере (затем Ассирия) археологи нашли остатки процесса приготовления этого пенного напитка, причем относятся они примерно к 3500-3100 годам до нашей эры. Известны и упоминания пива в культуре и кулинарии Древнего Египта и Древней Месопотамии. Таким образом, пиво было распространено практически во всех известных крупных и развитых цивилизациях.
3
Считается, что более позднее – примерно в 700 году до нашей эры – пиво начали варить и древние греки. Путешественник Ксенофонт, живший примерно в V веке до нашей эры и побывавший в одном из сел Древней Армении, описал пенный напиток, очень популярный среди жителей страны, гостем которой он стал. Тогда он позаимствовал рецепт состава древнего армянского пива – пшеница, ячмень и овощи, из которых варился напиток в специальных сосудах с воткнутым в них тростником. Грек Ксенофонт тогда оценил напиток, как очень крепкий и не совсем привычный для греков, предпочитающих вино.
4
Варили пиво и древние китайцы, которые использовали для его приготовления пророщенный рис. Известен рецепт данного напитка был и в Древнем Риме, хотя также считалось, что жители империи предпочитали его вину, а пиво пили только люди из отдаленных галльских провинций-поселений, которые позаимствовали рецепт у германских племен. Последние использовали для варки пива различные ингредиенты: не только пшеницу, но и овес, рожь, просо, ячмень и полбу.
5
Уже в Средневековье производство пива распространилось во многих регионах, княжествах и странах Европы, но, в основном, варили его монахи, которые даже смогли усовершенствовать процесс приготовления, добавив в него забористый хмель. Историкам известно первое упоминание данного ингредиента из монастырских хроник Германии VIII века, но повсеместно он распространился только в начале XII века, когда особенно вкусное пиво варили жители Нидерландов и Англии. На территории современной России первое упоминание пива датируется 1360-1380 годами, когда неизвестный летописец описал в берестяной грамоте Новгородской Республики пенный перевар и собственно само ячменное пиво.
Видео по теме

Совет 3: Что такое пейзаж

Слово пейзаж произошло от французского pays, что в переводе означает «страна, местность». Пейзаж – это изображение природы или какой-либо местности. Этим термином может быть назван жанр в изобразительном искусстве или отдельное произведение.
Инструкция
1
Люди начали изображать природу еще в период неолита. Не исчезает этот жанр и в цивилизациях Древнего Востока. Все рисунки того времени можно условно разделить на две группы. К первой относятся те, в которых человек отражал свои представления об устройстве мироздания. В них небесный свод, стороны света, солнце приобретают обобщенное значение. В «пейзажах» второго типа природа была фоном, на котором разворачивались значимые для человека события – охота, рыбалка, войны.
2
Начиная с XIII века пейзаж активно развивается в культуре Востока. К XVII столетию изображения природы передают отношение к ней как к особой волшебной сфере, наполненной идеальными возвышенными чертами. Чтобы подчеркнуть это, художники использовали чистые яркие краски и декоративную «плоскостную» композицию.
3
Особенно важным пейзаж стал для искусства Китая. В нем находили отражение философские представления о мире, поэтому картины дополнялись надписями, а отдельные элементы наполнялись символическим значением (бамбук, слива, сосна). Эти веяния оказали влияние на японское искусство и были дополнены особой графичностью и декоративностью пейзажей.
4
На Западе к этому времени природа стала осмысляться не только как внешний мир, но и как отражение внутреннего. Впрочем, пейзаж чаще всего оставался хотя и значимой, но все же второстепенной деталью произведения. В самостоятельный жанр он превратился в эпоху Возрождения. Сначала в графических работах (А.Дюрер, художники дунайской школы), а затем и в живописи. Причем не остаются без внимания ни городские виды, характеризующие связь природы и человека (итальянские художники), ни дикие пейзажи, приобретающие все больший размах (немецкие и нидерландские мастера).
5
В эпоху классицизма утверждается трехплановая кулисная композиция пейзажа и особенно важной становится этическая его составляющая. Барочное искусство делает акцент на стихийной мощи природы, а Веласкес, Гойен, Рейсдал и Рембрандт вносят в изображение природы свежесть и воздушность, разрабатывая свето-воздушную перспективу.
6
В конце XVIII - начале XIX вв. на пейзаж оказывает влияние романтизм. Для этого течения характерно переплетение состояний души и природы, что и нашло отражение в картинах того периода. Чуткое восприятие окружающего мира и стремление передать неповторимость каждого вида подвели пейзаж к периоду реализма, наиболее четко проявившегося во второй половине XIX века. Художники (К. Коро, Г. Курбе, барбизонская и гаагская школы, передвижники) изображают простоту и естественность натуры, стремясь через такое чистое и честное воспроизведение природных процессов показать ее внутреннее достоинство.
7
Особенно важным пейзаж стал для импрессионистов, которые стремились уловить и передать живое дыхание природы и ее переменчивое состояние (как в диких условиях, так и в городской среде). Однако уже к началу XX века возникает несколько новых подходов к изображению природы. П. Сезанн видит ее монументальной, сильной, свободной от влияния человека. В. ван Гог – одушевленной, эмоциональной, почти по-человечески трагичной. Приверженцы символизма и модерна улавливают «кровную» связь человека и матери-земли и отражают ее с помощью символов, природных орнаментов, проработки деталей.
8
Представители модернистских течений подчеркивают динамичекую напряженность пейзажа, деформируют его и приближают к абстрактному искусству (П. Клее, В. Кандинский). Вновь переосмысляются отношения рукотворного ландшафта и природы. Часть художников противопоставляет умиротворенные виды напряженности городской среды. Другие же заостряют «антиприродность» индустриального пейзажа и подчеркивают одиночество человека в нем. Эти, казалось бы, противоположные точки зрения на отношения человека и природы соседствуют в жанре пейзажа, создавая цельную картину окружающего мира.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Государственный Исторический музей. Зал неолита
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500