Совет 1: Что такое лактация

Всем млекопитающим особям женского пола природой дарован чудесный процесс - лактация, то есть выработка молока для кормления своего потомства. И именно эта пища считается для малышей самой лучшей, сбалансированной, питательной, полезной и вкусной.
Инструкция
1
Лактация (от лат. lacto — содержание молока, кормление молоком) - процесс образования, накопления и периодического выведения молока у человека и млекопитающих животных. Этот процесс начинается в организме после родов, а в течение всей беременности в молочных железах происходят процессы, подготавливающие их к выработке молока.
2
Успешная лактация зависит от многих факторов. Главный из них - уровень содержания нужных гормонов в крови. Эти гормоны - пролактин, окситоцин и плацентарный лактоген.

Плацентарный лактоген активно вырабатывается в организме на поздних стадиях беременности, подготавливая молочные железы к лактации. Однако вскоре после родов этот гормон исчезает из крови матери.

Пролактин отвечает за процесс выработки молока. Благодаря ему, молоко накапливается в альвеолах, а потом продвигается по канальцам, млечным протокам и млечным синусам. Он же регулирует слишком сильную или слабую лактацию.

Окситоцин занимается выделением молока из молочной железы.
3
Белки молока синтезируются из аминокислот, жиры из нейтральных жирных кислот крови и свободного жира, молочный сахар - лактоза - из глюкозы. Поэтому питание кормящей матери должно быть полноценным и сбалансированным. Молодая мама должна получать ежедневно с пищей 110-130 г белка, 100-130 г жира, 400-450 г углеводов. Кроме этого, необходимо пить не менее 1,5-2 литров жидкости в сутки.
4
В норме у человека период лактации может продолжаться от 5 до 24 месяцев, хотя нередко можно встретить мам, которые кормят деток грудью до 3-4 лет. Количество молока может достигать от 600 до 1300 мл в сутки.

В первые сутки из груди выделяется не молоко, а молозиво. На 2-3 сутки ему на смену приходит молоко, однако, его количество еще очень мало - 10-30 мл в сутки. Резкий прилив молока происходит чаще на 3-5 день. Часто этот процесс сопровождается нагрубанием молочных желез, болью и иногда повышением температуры тела.

Максимальное количество молока вырабатывается на 6-12 день после родов, а потом процесс выработки молока стабилизируется и в молочных железах образуется столько молока, сколько нужно малышу.

Если женщина по какой-то причине не кормит ребенка грудью, то процесс лактации прекращается через 1-2 недели.
5
Состав и внешний вид молока меняется в разные периоды. Молозиво отличается белым цветом и особой жирностью и питательностью пока не обладает, новорожденному этого пока достаточно. Переходное молоко, выделяемое в первые 2 недели желтоватого оттенка, а зрелое молоко - белое с голубоватым оттенком. Многие мамы пугаются этого цвета и начинают думать, что их молоко недостаточно жирное. Напротив, все нормально, зрелое молоко богато белками, жирами и углеводами.

Со временем состав молока продолжает меняться в соответствии с возрастными потребностями ребенка.
6
Встречаются и отклонения лактации.

Гипогалактия - снижение лактации. Это может быть вызвано как гормональными проблемами, так и усталостью, плохим питанием матери. Скорее же всего, причина - так называемый лактационный криз - временное снижение количества молока. Не спешите докармливать ребенка смесью. Просто почаще прикладывайте его к груди, пейте больше жидкости, можете пить также специальные травяные сборы для улучшения лактации. И тогда количество вырабатываемого молока придет в норму.

Галакторея - самопроизвольное истечение молока из молочной железы. Причина - слабость мышечных волокон вокруг соска. Это явление встречается у женщин с повышенной нервной возбудимостью. В этом случае стоит обратиться к врачу.

Совет 2: Лактация как способ предохранения

Лактационный метод контрацепции весьма известен. Действительно, исторические документы подтверждают - долгокормящие женщины имеет меньше шансов забеременеть. Позднее наукой были изучены особенности данной методики, выявлены закономерности и прописаны правила, придерживаясь которых женщина может защитить себя от нежелательной беременности.
За выработку грудного молока отвечает гормон пролактин. Чем чаще женщина прикладывает к груди ребенка, тем выше его концентрация. Пролактин блокирует работу яичников и последние находятся в состоянии естественного отдыха. Если уровень пролактина в крови снижается яичники включаются в работу, начинают продуцировать эстроген и может произойти овуляция.

Эффективность методики довольно высока. При правильном ее применении всего 2% женщин беременеет. Процент беременностей, к примеру, при приеме оральных контрацептивов немного выше, а методов, которые гарантируют 100% защиту вообще не существует.
Женщина, которая решила использовать лактационный метод контрацепции, должна четко соблюдать правила. Методика считается достаточно надежной только в первые полгода жизни ребенка, дальше контрацептивный эффект постепенно становится ниже, а у некоторых женщин пропадает довольно быстро. Невозможность предугадать когда именно наступит овуляция не позволяет применять этот метод после шестимесячного периода.

Второе правило заключается в отсутствии любого докорма, жидкостей и прикорма в течение этого времени. Ребенок должен получать только грудное молоко и ничего больше. Женщинам, которые некоторое время кормили или докармливали ребенка смесью, от лактационной контрацепции лучше отказаться.

Частые кормления, особенно ночные - залог высокой концентрации пролактина. Этот гормон активнее вырабатывается ночью. Если женщина несколько раз за ночь прикладывает ребенка к груди - в течение дня концентрация пролактина остается достаточной. Перерывы между кормлениями не должны быть более 3 часов.

Даже при соблюдении этих условий женщина может начать менструировать, в этом случае метод тоже признается неэффективным и необходимо перейти на другие способы контрацепции.

Минусы у лактационной контрацепции тоже имеются. Женщина может не заметить, что ребенок не просыпался всю ночь, чтобы покушать, перерыва в 3 часа иногда может быть достаточной, чтобы концентрация пролактина значительно упала. Да и в первые полгода интимная жизнь родителей не слишком насыщенная и яркая, а потому метод хоть и надежен, но постоянно его использовать нельзя. К тому же отсутствует защита от ЗППП, что может быть важно для одиноких молодых мам и женщин, чей партнер проходит лечение.

Женщинам, которые хотят использовать лактационный метод контрацепции, необходимо посетить акушера или записаться на прием в кабинет планирования семьи, чтобы получить разъяснения, рекомендации и ответы на вопросы.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • лактация что это такое
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500