Совет 1: Как выбрать интересную тему для доклада

Доклад - один из многочисленных видов научной или учебной деятельности. Часто докладом называют статью на конференцию или реферат, но в любом случае все они строятся примерно по одному образцу. Проблема в том, что заниматься скучными исследованиями не хочется никому, а о том, как грамотно подойти к выбору темы, знают немногие.
При выборе темы для доклада необходимо исходить из обстоятельств.

Часто учителя или преподаватели выдают готовый список тем, из которого нужно выбрать ту, которая вам больше по душе. Если у вас на выбор есть несколько тем, которые вы могли бы взять в работу, то берите ту, работать с которой будет не только проще, но и продуктивнее. Обращайте внимание на формулировки: не стоит хвататься за тему, если она охватывает объект и предмет исследования слишком широко, не давая возможности для тщательного изучения. Например, тема «Поведение уральских белок зимой» гораздо удачнее, чем «Природа Урала».

Разумеется, исходите из того, что вам более всего интересно. А если из предложенного списка тем вас не привлекает ни одна, то берите в работу тему с наиболее конкретной формулировкой, и такую, по которой существует множество научной литературы.

Если вы совершенно свободны в выборе темы доклада, то ее лучше выбирать и формулировать с вашим научным руководителем. Например, вы можете любить шоколад, но никакого научного интереса тема «Шоколад в моей жизни» не несет. А вот «История и перспективы производства шоколада в моем городе» - уже куда интереснее и продуктивнее.

Главное – поверить в то, что любой ваш интерес может быть рассмотрен с научной точки зрения, только нужно правильно к этому подойти.

Очень важное условие – правильная формулировка темы. Доклад подразумевает разные формы защиты: просто выступление на уроке или семинаре без вопросов от слушателей, защита с обоснованием актуальности темы и вопросами и т.д. Например, при втором варианте вам необходимо выбрать такую тему, которая позволит вам логично выстроить сам доклад, выступление и ответы на вопросы. И если вы возьмете тему «Влияние розового цвета на поведение хомячков», а рассказывать будете о его влиянии на разные виды грызунов, то ваша тема сыграет с вами злую шутку.

И, наконец, еще до выбора темы поймите, необходима ли вам какая-либо дальнейшая перспектива, будете ли вы заниматься исследованиями и в будущем. Если да, то изначально выберите большой объект исследования, а затем подойдите к нему с определенной стороны, чтобы в следующий раз подойти с другой и в итоге дать целостную картину. Например, вам интересна продуктивность работы секретаря-референта при разных погодных условиях. Сперва осветите особенности его работы в жару при отключенном кондиционере, а в следующий раз можете написать доклад о его работе зимой при выключенных батареях.

Совет 2: Как написать исследовательскую работу в начальной школе

Исследовательская работа развивает творческие способности у ребенка, формирует умение логически мыслить и делать самостоятельные выводы из изученного материала. При обучении исследовательской деятельности обязательно учитываются возрастные особенности младших школьников. Занятия должны проводиться учителем на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование – быть интересным, полезным и посильным.
Инструкция
1
Для начала выберите тему исследовательской работы. Сделайте это совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определите и поставьте перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.
2
Подберите вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.
3
Проследите, чтобы работа с источниками и создание собственного текста велись поэтапно. Это способствует развитию мышления ученика, целенаправленности и систематичности усилий. На первом этапе познакомьте ребенка с книгой или текстом. На втором – помогите правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного. Далее ученик должен выделить главное и второстепенное. Затем отыскать подтверждающие основную мысль факты. И на основе этого сделать вывод или резюме. Самый простой и эффективный прием, обучающий этому – использование на уроках графических схем. Например, изучение «Дерева» при рассмотрении родственных слов на уроке русского языка.
4
Для развития креативности, а также дивергентного или творческого мышления давайте ученикам задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Например, сочинить сказку, пересказать своими словами текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).
5
Научите детей правильному оформлению исследовательских работ. Так ученики будут знакомиться с различными видами творческих и исследовательских работ: рефератом, сочинением, описанием опыта и так далее.
6
Помогите ученику подготовиться к заключительному этапу исследовательской работы – защите. Проведите ее в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов, творческие уроки-защиты помогут в дальнейшем поддержать интерес у младших школьников к исследовательской работе.
7
Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Совет полезен?
Во время проведения исследовательской работы используйте разнообразные средства обучения: наблюдения, опыты, поиск информации в книгах и интернете, консультации специалистов в той или иной области.
Источники:
  • Как написать исследовательскую работу
  • как написать исследовательскую работу ученику

Совет 3: Как обобщить опыт учителя

Хороший учитель сегодня – это и профессионал, и личность. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно наращивать свой опыт: знакомиться с новыми методами, технологиями, совершенствовать свои умения, заниматься самообразование. Чтобы определить, в каком направлении двигаться дальше, нужно периодически обобщать опыт работы.
Инструкция
1
Выводы, мысли, возникающие в процессе анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений – это и есть обобщение педагогического опыта. Выберите такую тему для обобщения, которую считаете наиболее важной, нужной, в которой вы добились определенных успехов (главный критерий оценки работы – результаты), накопили достаточно материала. Это может быть методика преподавания определенного предмета или педагогической деятельности в общем. Затем сформулируйте название и выберите форму. Возможно, это будет доклад, или статья, или методическая разработка, рекомендация. Наиболее полной и интересной является форма целостного описания опыта.
2
Почитайте литературу по вашей тематике, систематизируйте свои наблюдения за тем, что и как вы делаете, что умеют ваши ученики, какие у них результаты, сделайте выводы. Если вы все обдумали, составили план, можно приступать к написанию работы. Следите за тем, чтобы ваш опыт не «потерялся» в общих рассуждениях и теоретических выкладках. Учтите еще один важный момент – ваше повествование о том, что и как вы делаете, должно быть дополнено рассказом, как развиваются ваши ученики, диагностическими материалами, конкретными примерами и достижениями. Не бойтесь отражать не только успехи, но и недостатки, ошибки, трудности.
3
Тщательно работайте над содержанием вашего обобщенного доклада. Введение не должно быть очень большим, в основной части старайтесь писать не слишком научными фразами, в противном случае вряд ли кто-то сможет дочитать вашу работу до конца. Лучше изложите материал кратко, логически выдержано, простым, ясным и понятным языком. Избегайте повторений, следите за тем, чтобы речь ваша была грамотной, без стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
4
Обязательно дополните теоретическую часть вашего обобщения опыта работы приложениями: ученическими работами, фрагментами уроков, диагностическими материалами, таблицами, списком литературы.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500