Совет 1: История праздника 8 марта

Праздник 8 Марта возник около полутора столетий назад. Поначалу этот день вовсе не был светлым и радостным. Как раз наоборот – в этот день обычно проходили акции борцов за равноправие женщин.

С чего все началось

Когда современные европейские и американские девушки поступают в университеты и академии, им даже в голову не приходит, что каких-нибудь полтора столетия назад это было почти невозможно. Женщине было чрезвычайно сложно реализовать себя в науке или искусстве. О том, чтобы участвовать в выборах, речи не шло вообще. В то же время бурное развитие промышленности привело к тому, что на многих предприятиях стал широко использоваться женский труд. Это было выгодно промышленникам, поскольку платили женщинам за одну и ту же работу во много раз меньше, чем мужчинам. Естественно, это вызывало недовольство работниц и вело к массовым выступлениям. Одна такая акция протеста и прошла в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. Участвовали в ней работницы швейных и обувных фабрик. Участницы манифестации требовали 10-часового рабочего дня, равной оплаты за равный труд, соблюдение правил техники безопасности. После этой акции в экономически развитых странах стали появляться женский профсоюзные организации.

Женская конференция в Копенгагене

Важным этапом борьбы женщин за равноправие стала Международная женская конференция, которая состоялась в 1910 году в Копенгагене. Именно там немецкая революционерка Клара Цеткин предложила сделать 8 марта днем солидарности женщин в борьбе за свои права. Год спустя в нескольких городах Германии, Дании, Австрии и Швейцарии прошли массовые манифестации, участники которых требовали равных прав для женщин. Это касалось не только права на труд и равную оплату, но и избирательного права. Акции проходили 19 марта 1911 года. Два года спустя этот день стали отмечать и в России. Следует отметить, что в акциях протеста участвовали не только женщины, но и мужчины. Самое же серьезное выступление работающих женщин в России прошло в Санкт-Петербурге в 1917 году.

В Советском Союзе

Большое значение Международному дню солидарности женщин придавали в Советском Союзе. Несмотря на то, что советская власть признала равноправие женщин, борцам за коммунистическое будущее приходилось преодолевать сильное сопротивление. Но женщины быстро оценили представившиеся им возможности учиться, осваивать понравившиеся профессии, активно участвовать в общественной жизни. В Советском Союзе в этот день уже не было манифестаций, но проходили торжественные собрания и концерты, а лучшим работникам вручали награды. Выходным этот день стал в 60-е годы. В европейских же странах борьба за равноправие продолжалась вплоть до второй половины прошлого века, и в этот день обычно проходи демонстрации и другие акции протеста.

В современной России и в мире

После того, как распался Советский Союз, исчезли и некоторые советские праздники. Международного женского дня это, впрочем, не коснулось. Праздник не исчез, хотя содержание его изменилось. Дело в том, что еще до установления Международного для солидарности работающих женщин у многих народов Европы были праздники, связанные с богиней плодородия. Современный праздник наложился на древнюю традицию, и сейчас 8 Марта отмечают просто как женский день, когда можно поздравить мать или возлюбленную. В некоторых европейских странах 8 Марта продолжают отмечать как день борьбы за права женщин.

Совет 2: Кому мы обязаны за праздник 8 Марта

8 Марта – всемирный женский праздник, когда мужчины становятся необыкновенно галантными и дарят подарки своим возлюбленным, мамам, сестрам и дочкам. Между тем, первоначально Международный женский день был вовсе не романтическим, а скорее – политическим праздником.
Инструкция
1
Согласно одной из версий, первыми женский день начали праздновать еще жительницы Древнего Рима. 1 Марта они отмечали праздник Матроны, посвященный жене великого Юпитера – покровительнице женщин Юноне. В этот день римлянки надевали свои лучшие одежды и направлялись в храм Юноны Луции (Светлой). Они приносили в дар богине цветы и просили, чтобы она даровала им семейное счастье. Праздник распространялся даже на рабынь, в этот день хозяева позволяли им отдохнуть, а всю работу по дому выполняли рабы-мужчины.
2
История современного праздника 8 Марта началась в 19 веке и была связана с борьбой женщин за свои права. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке была организована манифестация работниц швейной и обувной промышленности. Они требовали, чтобы им был предоставлен 10-ти часовой рабочий день, комфортные условия труда и равная с мужчинами заработная плата. Дело в том, что в то время женщины были вынуждены работать по 16 часов, получая за труд лишь жалкие гроши. Вскоре возникли женские профсоюзы, представительницам прекрасного пола впервые было предоставлено избирательное право.
3
Тем не менее лишь на Международной женской конференции социалисток, проходившей в 1910 году в Копенгагене, известная немецкая политическая и общественная деятельница Клара Цеткин внесла предложение праздновать 8-го марта Всемирный женский день. Появление нового праздника ознаменовало вступление женщин всего мира в борьбу за равноправие и независимость.
4
Впервые Всемирный женский день отмечали в 1911 году, правда, не 8-го, а 19 марта, когда на улицах Австрии, Германии, Дании и Швейцарии прошли манифестации, посвященные борьбе рабочих за свои избирательные права. В России Международный женский день начали праздновать в 1913 году. Лишь в 1976 году праздник был официально признан ООН.
5
Историки считают, что праздник 8 Марта связан не только с именем Клары Цеткин. Есть версия, что он восходит к легенде об Эсфири – жене персидского царя Артаксеркса. В 5 веке до н.э. ей удалось спасти свой народ от истребления. Дело в том, что Эсфирь была еврейкой, но скрывала свое происхождение от царственного супруга. Однажды она узнала о том, что министр Аман предложил царю истребить всех живших в Вавилоне евреев. Тогда Эсфирь решила использовать свои женские чары. Она взяла с Артаксеркса обещание извести всех врагов ее народа. Лишь позднее понял царь, что речь шла о врагах евреев, но отступать было уже поздно. Благодарные евреи посвятили своей спасительнице веселый праздник Пурим, который стали отмечать 4 марта. Вполне возможно, что он является одним из предшественников весеннего праздника женщин.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500