Совет 1: Какие есть бани

Баня является одним из культовых мест, с которым связано не только мытье, но и отдых. Под данным понятием подразумевается не только непосредственно место, но и весь процесс. У каждого народа существует свой вид бань со своими особенностями и традициями.

История

История бани уходит своими корнями в глубокую древность. Со временем люди научились использовать природные явления с пользой. Они узнали интересные свойства камня, воды и огня. Это было первой предпосылкой возникновения и создания бань.

Не исключено, что распространение бани было связано с миграционными особенностями человечества, которое переносило свои привычки и опыт, новые страны обитания и способ жизни. Из многих названий видно их истинное происхождение, например, японская сухая каменная ванна, римская ванна, русская баня, финская сауна и т.д.

Виды

Русскую баню, как правило, строят из хвойных пород древесины. Состоит она из трех отделений: парной, помывочной и раздевалки.
Часто помещение внутри русской бани обделывают канадским кедром, древесиной абаши или липой.

Издавна русская баня была двух типов: по-белому и по-черному. Более распространенным вариантом является баня по-белому. В предбаннике устанавливается топка печи, а в парильную выходит задняя часть с камнями. В задней стенке делали небольшое отверстие для подачи жара. Принцип бани по-черному немного отличается. В парилке располагается очаг, накрытый решеткой. Камни кладут непосредственно на решетку. При этом дымоход отсутствует. При сгорании дров происходит нагревание камней. Дым в этом случае проходит через окна и двери, нагревая пол, потолок и стены. Топить баню по-черному может не каждый. Здесь необходимо особое умение. На сегодняшний день таких бань практически не осталось, хотя они считаются более гигиеничными, чем бани по-белому.

Существует и японская баня. Как правило, бочку или ящик из дуба, кедра или лиственницы, заполняют горячей водой. Называют ее офуро. Внутрь ставят скамейку, а к бочке прислоняют лестницу. В японской бане не моются, а залезают в бочку уже чистыми, чтобы согреться. Средняя температура воды составляет 40-60оС. Японцы внимательно следят за чистотой. Вода в офуро всегда горячая и чистая.
Современные японские бани часто оснащены гидромассажем и электроподогревом.

Турецкие бани называют хамам. Изнутри они отделаны качественной мраморной плиткой и нередко украшены мозаикой. Зачастую, внутри, у стен бани располагаются каменные скамьи. У стен стоят специальные массажные столы. Стоит отметить, что характерной особенностью турецкой бани является большое количество встроенных в стены фонтанчиков, кранов и каменных чаш с горячей и холодной водой. В центре зала строят возвышение, под которым располагают резервуар с кипящей водой. Именно таким образом происходит снабжение бани теплом и паром. Средняя температура в хамаме не превосходит 55оС. Это баня хороша для тех, кто не любит высокую температуру.

Совет 2: Веники для бани: из каких растений вязать

Человек, хотя бы один раз посетивший баню, знает, что без веника там не обойдешься никак. Только при помощи этого неотъемлемого атрибута бани можно получить от процедуры не только удовольствие, но и максимальный эффект.

Многие считают, что посещать баню нужно только вечером, так как она снимает усталость и действует расслабляюще. Но если прихватить с собой в парилку веник из рябины, то можно добиться и обратного эффекта, то есть хорошо взбодриться. Рябина действует возбуждающе на нервную систему, замечательно тонизирует, заряжает организм энергией и силой на целый день.

Но конечно же, самой большой популярностью у нас в стране пользуется березовый веник. Его отличие от других веников состоит в том, что он хорошо впитывает воду, а еще не соскальзывает с тела. Он просто необходим тем, у кого ноют суставы, но и это еще не все его целебные свойства. Береза помогает при болезнях дыхательной системы: чистит бронхи, помогает при кашле, выводит мокроту.

Лечебными свойствами обладают и дубовые веники. Гипертоникам показано посещать баню именно с ними. Также они помогут решить проблемы, связанные с излишней жирностью кожи. Дубовые веники спасают от стрессов и депрессии. Дуб известен своими дубильными и красящими веществами, а потому кожа после использования такого веничка приобретает красивый оттенок.

"Таблеткой от головной боли" называют многие липовый веник. Даже оббивать саму баню по этой же причине рекомендуют именно липовой вагонкой.

Но самый, пожалуй, необычный веник - это веник из крапивы. Это просто замечательно лечебное средство. Благодаря содержащейся в крапиве муравьиной кислоте, этот веничек решает проблемы с головными болями, ревматизмом. Для того чтобы устранить эффект жжения, присущий этому растению, веник достаточно погрузить на две - три минуты в теплую воду, или мгновенно окунуть в кипяток.

Видео по теме
Источники:
  • Как и из каких растений вязать веники для бани

Совет 3: Какие принадлежности нужны для бани

Баня способна творить чудеса – она с помощью воды и пара снимает усталость, избавляет от стресса, помогает лечить некоторые заболевания. Чтобы пребывание в бане было комфортным и безопасным, необходимо приобрести специальные принадлежности.

Купель

Баня предполагает контрастные водные процедуры, за счет которых можно укрепить сосуды и повысить иммунитет. Ее размер часто не позволяет установить бассейн, зато всегда можно поставить купель небольшого размера. Это невысокая бочка, она может быть круглой, полукруглой или овальной.

Для изготовления купели используется лиственница, дуб или кедр, но можно встретить в продаже изделие из пластика. Последняя доступна по цене, ее можно встроить в пол или облицевать плиткой.

Преимущество деревянных чаш заключается в более низкой теплопроводности, кроме того, они наполняют помещение смолистым ароматом.

Чтобы купелью было удобно пользоваться, лучше всего отдавать предпочтение моделям с приставной лесенкой, поручнями и сиденьем. Более продвинутые модели могут быть оснащены гидромассажем, очисткой воды и подогревом.

Шайки, запарники и ведра

В бане должен быть не только душ для мытья, но и различные емкости для воды. Шайка – это таз с одной или двумя рукоятками по бокам. Она нужна для подачи воды на горячие камни и для обливания холодной водой. Запарник с крышкой пригодится в том случае, если хочется попариться веником. Он же нужен для настаивания трав и различных сборов. Ведра пригодятся для сбора и хранения воды. Все перечисленные изделия могут быть деревянными или изготовленными из нержавеющей стали. Емкости могут быть комбинированными, когда стальная чаша находится внутри деревянной. Стальные изделия для бани не очень подходят, поскольку могут привести к ожогам.

Банные абажуры

В условиях высокой температуры и повышенной влажности понадобятся влагозащищенные светильники, но они не всегда выглядят очень красиво, поэтому после установки их лучше всего закрыть специальными абажурами, которые дополнительно помогут создать расслабляющую атмосферу. Абажуры производят из тонких деревянных реек, которые соединены между собой с небольшими зазорами, форма у них, как правило, в виде полуцилиндра, а по методу крепления они могут быть потолочными и настенными.

Термометры, гигрометры и песочные часы

В бане обязательно нужно соблюдать температурный режим, следить за которым можно с помощью термометра. Ртутные модели для бани не подходят, поскольку при повреждении могут привести к отравлению парами ртути. Чаше всего в банях используют изделия с подкрашенным керосином или спиртом. Влажность можно определять с помощью гигрометра, а засекать время нахождения в парной - с помощью песочных часов.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500