Каким был и как изменялся московский кремль



Как «Москва не сразу строилась», так и московский кремль принимал свой современный облик постепенно, на протяжении нескольких столетий и под влиянием различных обстоятельств. Историю кремлевских стен можно считать с XIV в., хотя, конечно же, городские укрепления существовали в Москве и прежде. Но именно в начале XIV в., при князе Иване I Калите, Москва приобретает значительный политический вес, начинает борьбу с монголо-татарским игом и собирание вокруг себя раздробленных княжеств.

На протяжении более полувека деревянные укрепления обновлялись почти раз в десятилетие, постоянно разрушаясь в пожарах, междоусобицах и татарских набегах. Пока наконец не назрела необходимость постройки каменных стен. Белокаменный кремль был возведен при князе Дмитрии Донском в 60-е годы XIV в. и простоял более ста лет.


И лишь в конце XV столетия Великий князь Иван III задумал перестройку московского кремля. Тогда появились знакомые нам краснокирпичные стены с «ласточкиными хвостами», но и тогда кремль не окончательно еще принял сегодняшний вид. Лишь в первой половине XVII в. все 20 башен, начиная со Спасской, приобрели знаменитые шатровые окончания, формирующие узнаваемый силуэт московского кремля.

Кто, когда и почему решил построить краснокирпичные стены



Перестройка московского кремля в красном кирпиче началась в середине 80-х гг. XV в. и продолжалась около десяти лет. Причин, побудивших Великого князя начать реконструкцию кремля – главной крепости княжества, было несколько. Во-первых, в тот момент впервые за долгое время непосредственно Москве грозил очередной татарский набег, а прежние белокаменные стены по прошествии ста двадцати лет уже порядком обветшали. Во-вторых, Москва, объединившая вокруг себя обширные земли, ставшая столицей крупного государства, нуждалась в обновлении и, главное, имела для этого финансовые и человеческие ресурсы. Ивану III было необходимо продемонстрировать растущую экономическую и политическую мощь молодой державы, только-только освободившейся от тяжкого ига и заявившей себя в качестве державы европейской и просвещенной.

Строительство, продолжавшееся приблизительно с 1485 по 1495 г., велось по общему плану, принадлежавшему, вероятнее всего, известному итальянскому фортификатору Аристотелю Фиорованти. Однако над воплощением этого плана потрудились многие знаменитые итальянские архитекторы, работавшие в то время в Москве. Наибольший вклад в строительство кремля внёс, пожалуй, Пьетро Антонио Солари, автор Спасской, Никольской, Боровицкой и многих других башен, руководивший строительными работами на протяжении нескольких лет.

В 1493 г. Со смертью Солари строительство временно приостанавливается. Отправленные Иваном III в Милан послы привозят Алоизио да Каркано – ещё одного талантливого итальянца, послужившего украшению русской столицы и оставшегося в русских летописях под именем Алевиза Старого. Этот смелый по своим временам инженер в 1495 г. завершает остававшуюся недостроенной северо-западную часть стен над рекой Неглинной.
Было необходимо укрепить топкий склон над Неглинной, заложить прочный фундамент. Алевиз Старый - Талантливый инженер - спрямил стены этого фасада, вывел их на одинаковую высоту, а длинные прясла «облокотил» на прямоугольные башни.


И новый - краснокирпичный - кремль был наконец достроен.
Длина стен около 2.5 км. 25 входящих и исходящих углов. Высота колеблется от 5 до 19 м. Толщина от 3.5 до 6.5 м. От Спасской до Москворецкой башни и далее вдоль Москвы-реки опирается на остатки фундамента белокаменного Кремля.


Нельзя, однако, забывать и о заслугах Антона Фрязина, Марко Руффо, Алевиза Нового, а так же талантливых новгородских и владимирских зодчих, чьи имена,- кроме имени Василия Ермолина,- история не сохранила. Множество русских и итальянских мастеров, оставшихся безвестными, потрудилось над созданием современного облика московского кремля. И пусть с конца XV в. общий облик менялся, «фундамент» - в прямом и переносном смысле - был заложен тогда.