Ребенок в возрасте 6-8 лет переживает очередной возрастной кризис. Это связано с переходом от игровой к учебной деятельности. Ребенок хочет учиться, хочет быть взрослым, хочет быть полезным. А взрослые все еще видят в нем малыша и не хотят считаться с его мнением.

Вы столкнулись с непослушанием, игнорированием, враньем, упрямством и кривлянием, не спешите наказывать ребенка. Если вы будете слишком жестки и требовательны, это может негативно сказаться на его самооценке, если же вы будете позволять ему «стоять на ушах», это может оказаться опасным для его здоровья и жизни. Как и  во время других возрастных кризисов, вам понадобится терпение и гибкость.

Чем более вы гибки, тем  спокойнее и незаметнее проходит кризис. Излишняя напористость и строгость, напротив, увеличивает неприятные симптомы.

Хвалите ребенка, когда есть за что похвалить. Ищите поводы: «Ты так красиво нарисовал. /Ты так чисто вымыл пол. / Ты так хорошо танцуешь». Эти слова, когда они произнесены искренне, вселяют в ребенка веру в себя.

Позвольте ему управлять своей территорией и личными вещами, дайте больше свободы действий. Пусть выбирает, как поставить мебель в комнате, какие вещи и канцтовары купить для школы. Если ребенок не хочет делать уроки или выполнять какую-то просьбу, можно не заставлять его, а сказать, что будет, если он не сделает. Пусть сам решает. Не сделает домашнее задание – учительница поставит двойку. Не почистит зубы – придется идти к зубному. Не поможет маме – расстроится папа. Чаще всего дети делают правильный выбор, если и не с первого, то со второго раза.

Привыкайте к новому режиму не с 1-го сентября, а  с середины лета. Тогда утренние подъемы в школу пройдут легче. Приучите собирать портфель и подготавливать вещи с вечера. Эта привычка пригодится ребенку в течение всей жизни.

За каждый нехороший поступок можно установить определенное ( не очень строгое) наказание. Тогда ребенок будет знать, к чему готовиться.  Если за плохое поведение вы то наказываете, то не наказываете, это делает вас в глазах ребенка менее справедливым. Должна быть определенная последовательность и системность. В запутанных ситуациях можно предложить ребенку самому придумать себе наказание.

Для проявления самостоятельности и развития чувства ответственности можно поручить ребенку заботу о домашнем животном или комнатных растениях. Ухаживая за питомцем или цветком, ребенок получит очень ценный опыт.

Не критикуйте его за неудачи, особенно школьные. Ваше недовольство по поводу успеваемости заставит ребенка думать, что его перестали любить. Ведь раньше ничего подобного от него не требовалось.

Если вы даете чему-то негативную оценку, то давайте ее действию, а не ребенку. Не нужно говорить «ты плохой», говорите «ты поступил плохо» и т.п. Объясните,  почему плохо и как сделать хорошо.