В начале было слово



«Нуар» - слово французское, в переводе означающее «черный». Однако никакого расизма: под данный термин попадает американская литература массового характера, популярная в период 20-60-х годов XX века. Жанр нуар подразумевает, что произведение отличается реализмом, жестким и напряженным сюжетом.

Герои литературы, созданной в жанре нуар, больше напоминают антигероев. Они склонны к саморазрушению, самоугнетению и самобичеванию. Очень часто в жанре нуар создавались детективы. Но, в отличие от классической картины расследования, читатель знакомился с происходящим, наблюдая его с точки зрения преступника, жертвы или подозреваемого. При этом писателям удавалось держать интригу, постепенно обнажая детали событий и открывая истинную роль героя.


Литература жанра нуар часто «вскрывает» человеческие слабости, недостатки, жестокость, свойственные реальной жизни. Одним из основоположников принято считать Дэшила Хэммета. «Мальтийский сокол», «Кровавая жатва», «Проклятие Дейнов» сегодня признаны детективной классикой нуара. Также из авторов, работающих в столь сложном и жестком жанре, можно выделить Рэя Бредбери («Смерть – дело одинокое», «Воспоминания об убийстве», «Что-то страшное грядет» и пр.), Рэймонда Чандлера («Прощай, красотка», «Вечный сон. Высокое окно» и пр.), Джеймса Эллроя («Секреты Лос-Анджелеса», «Черная орхидея» и пр.).

Жанр нуар в кинематографии



Кинематографические ленты, снятые в 40-х годах XX века, были «подведены» под один жанр только к 1955 году. В это время во Франции увидел свет киноведческий бестселлер Этьена Шаметона и Раймона Борде «Панорама американских кинонуаров». Авторы рассматривали киноленты «Мальтийский сокол» (Джон Хьюстон), «Женщина в окне» (Фриц Ланг), «Леди в озере» (Роберт Монтгомери), «Почтальон всегда звонит дважды» (Тей Гарнет) и другие как фильмы, выдержанные в единой мрачной манере.

Главными словами, наиболее полно описывающими жанр нуар в кинематографии, являются эротичность, жестокость, безнадежность, странность, кошмар, отчуждение. Основным событием, вокруг которого развивался сюжет, было убийство. Как правило, оно отличалось кровавостью, динамичностью, эффектными визуальными решениями.

Большая роль в жанре нуар отводится так называемой «роковой женщине». Ведь один из ключевых моментов данного стиля (как в литературе, так и в кино) – судьба, которая вмешивается и полностью разрушает планы героя быстрее полиции. Женщина, встреченная случайно, полностью меняет жизнь главного лица и «сбивает» его с намеченного пути.

Режиссеры фильмов в жанре нуар были сосредоточены на убийствах. Наказание, как правило, не имело серьезного значения. Например, Билли Уайлдер предпочел удалить из финала фильма «Двойная страховка» сцену казни преступника с помощью электрического стула.

Следует отметить, что жанр нуар имеет свою философию. За каждое прегрешение, преступление или аморальный поступок, героя неминуемо ждет расплата. Однако часто она не фигурирует в кадре. Некоторые фильмы (например, «Рассчитаемся после смерти») вообще предлагают осудить преступников самим зрителям. Предполагается, что такая переадресация заставляет людей задуматься о жизни, смерти и совершаемых поступках.