Сроки развития речи у детей



Родителям должны быть известны нормативы сроков развития речи у детей. Уровень развития ЦНС ребенка отражают его сон, крик, движения. Если развитие малыша происходит нормально, в 10-14 недель у него должна появляться непроизвольная улыбка, в 2-3 месяца присутствовать улыбка на родное лицо, в 4-6 месяцев – избирательная улыбка (на голос).

После 4 месяцев ребенок начинает слышать речь и издает звуки. В полгода он должен произносить больше четырех слогов подряд. Нормально развивающийся малыш произносит первые слова в 9-10 месяцев. В 1 г и 3 мес он использует некоторые аморфные слова, которые играют роль предложений (например, «ням-ням»). В 1,5 года в его предложения могут включаться уже два аморфных слова (например, «няня-бух»). В 1 г 10 мес - 2 г ребенок начинает говорить «Я». Трехлетний малыш в норме строит развернутые фразы, задает вопросы, комментирует свои действия.
Ребенок, имеющий задержку развития, плохо реагирует на общение со взрослыми, не различая «своих» и «чужих».


Методы профилактики диагноза ЗРР у малышей



Речевая деятельность является результатом работы некоторых областей головного мозга, которые подают команды на речевые мышцы. Способность свободно владеть мускулатурой органов речи развивается у ребенка постепенно, однако нельзя пускать этот процесс на самотек. С профилактической целью, начиная с раннего детства, нужно проводить специальную гимнастику для укрепления мышц и на выработку полноценных движений органов артикуляционного аппарата.
Для психического развития ребенка наиболее благоприятен физический контакт с матерью.


Для стимуляции голосовых реакций у младенца, мать должна через определенные интервалы произносить одни и те же протяжные звуки. На бессознательном уровне малыш повторяет эти звуки и движения губ. Для профилактики задержки речевого развития уже с 4 месяцев нужно начинать гимнастику губ малыша. Для этого необходимо сблизить его губки и растягивать в стороны, до сопротивления. Следует побуждать малыша тянуться к пище, соске. Также нужно стимулировать жевательные движения, для этого следует положить пальцы под подбородок малыша и подталкивать нижнюю челюсть вверх и вниз. Длительность занятий не должна превышать 5-10 минут.

Упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата должны быть простыми: «улыбка» (малыш улыбается), «забор» (зубы должны сомкнуться, рот улыбается), «прятки с губами» (прячется сначала нижняя, затем верхняя губа), «блинчик» (плоский язык должен лежать на нижней губе). Будет полезно попросить малыша подуть на воду, подуть на елочный «дождик» или через трубочку в стакан с водой. Необходимо также включать в занятия упражнения на развитие меткой и общей моторики. Для этой цели лучше использовать игру.