Совет 1: Какие камни относятся к драгоценным?

Драгоценные камни отличаются от полудрагоценных и поделочных по многим параметрам. Но и это разделение является условным. Самым дорогим, редким и прочным драгоценным камнем является алмаз.

Признаки, по которым классифицируют камни

Существует несколько классификаций драгоценных камней, в основе которых лежат такие характеристики, как твердость или светорассеяние камня, состав минерала, кристаллографические признаки, распространенность в природе. Именно поэтому разделение на драгоценные и полудрагоценные камни весьма условно.

Впервые разделение на виды драгоценных камней предложил М. Бауэр в 1896 году. Позже к усовершенствованию этого вопроса обращались многие ученые, среди которых А. Е. Ферсман и В. И. Соболевский.

Принято разделять ювелирные камни на три вида: драгоценные, полудрагоценные и поделочные.

Драгоценные камни

Драгоценные камни представляют собой минералы, которые отличаются особенным блеском, красотой и игрой цвета или прочностью и твердостью и которые применяются в качестве украшений.

Согласно упрощенной классификации, драгоценными камнями первого сорта являются: алмаз, сапфир, хризоберилл, рубин, изумруд, александрит, шпинель, лал, эвклаз.

Второй сорт драгоценных камней составляют: топаз, берилл, аквамарин, красный турмалин, фенакит, демантоид, кровяной аметист, гиацинт, опал, альмандин, циркон.

Алмаз и бриллиант – это один камень, представляющий собой разновидность кристаллического углерода. Первое название обозначает камень в естественном виде, а второе – с огранкой.

Таких терминов, как полудрагоценные и поделочные камни, не существует, так как от драгоценных они отличаются лишь более широкой распространенностью и менее выраженными свойствами, что отражается и на цене изделий с ними.

Среди полудрагоценных камней выделяют: гранат, эпидот, бирюзу, диоптаз, зеленые и пестрые турмалины, раухтопаз, горный хрусталь, халцедон, светлый аметист, солнечный и лунный камень, лабрадор.

К поделочным (самоцветным) камням относят: нефрит, кровавик, лазурит, амазонит, лабрадор более низкого качества, разновидности шпата и яшмы, дымчатый и розовый кварц, везувман, гагат, кораллы, янтари, перламутр.

Современная классификация ювелирных камней

Профессиональные ювелиры и минералоги считают самой лучшей и современной классификацией, предложенную профессором Е.Я. Киевленко.

К первой группе относятся ювелирные (другие синонимичные названия – ограночные, драгоценные) камни:

- алмаз, синий сапфир, изумруд, рубин, составляющие первый класс;

- александрит, оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный жадеит, благородный черный опал, которые входят во второй класс;

- демантоид, благородная шпинель, аквамарин, топаз, родолит, благородный белый и огненный опал, красный турмалин, лунный камень (адуляр), которые представляют третий класс;

- синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, бирюза, хризолит, благородный сподумен (кунцит, гидденит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл, пироп, альмандин, аметист, цитрин, хризолит, хризопраз, которые ученый отнес к четвертому классу.

Вторая группа классифицирует поделочные, или камнерезные, камни:

- раухтопаз, янтарь-сукцинит, гематит-кровавик, жадеит, горный хрусталь, лазурит, малахит, нефрит, авантюрин, относящиеся к первому классу;

- агат, кахолонг, цветной халцедон, амазонит, гелиотроп, родонит, розовый кварц, иризирующий обсидиан, лабрадор, обыкновенный опал, беломорит и др. непрозрачные иризирующие шпаты, которые составляют второй класс.

Третью группу представляют декоративно-облицовочные камни, среди которых: яшмы, письменный гранит, мраморный оникс, окаменелое дерево, лиственит, гагат, джеспилит, обсидиан, селенит, авантюриновый кварцит, флюорит, агальматолит, цветной мрамор, рисунчатый кремень.

Совет 2: Какие камни относятся к драгоценным

Еще в древние времена драгоценные камни считались символом богатства и роскоши. Ныне ничего не изменилось, бриллианты, изумруды и рубины все так же высоко ценятся. Но высокую стоимость имеют только драгоценные камни, те, которые были добыты в недрах земли и огранены ювелирным мастером.

Алмаз

В большинстве случаев цвет алмаза имеет едва заметный коричневатый, желтоватый или синеватый оттенок. Состоит данный камень из чистого углерода. Его природное образование происходит в недрах земли, под воздействием высокой температуры и давления. Алмаз – это самый твердый из всех известных минералов. Он настолько износоустойчив, что считается вечным. Ограненный в умелых руках ювелира, алмаз называется бриллиантом.

Изумруд

В древности изумруд носил название «смарагд». Этот драгоценный камень является прозрачной разновидностью минерала берилла, с ярким и густым зеленым цветом. Изумруд, как и алмаз, образуется в земных глубинах. Интересен тот факт, что действительно натуральный изумруд всегда имеет расколы и трещинки. Этот фактор не является его дефектом, а вот его цвет и насыщенность оцениваются ювелирами довольно строго.

Рубин

Рубин, или «красный яхонт», принадлежит к одной из разновидностей минерала корунда. Ярко-красный цвет рубину придают включения и примеси шестивалентного хрома. Некоторые разновидности рубинов, особенно азиатские виды, могут стоить еще дороже алмазов. Темный рубин называется «гранатовым», но не стоит путать его с гранатом, поскольку гранат - это совершенно другой и не драгоценный камень.

Сапфир

Сапфир, как и рубин, является разновидностью корунда. Его цвет может варьироваться от насыщенного синего до светло-голубого. Оттенки камня зависят от примесей в нем титана или железа. Наибольшую стоимость имеют «звездчатые» сапфиры. Таковыми считаются камни, у которых под влиянием солнечного света просматриваются лучи звезды. Данный эффект в кругах ювелиров носит название «астеризм».

Александрит

Александрит является разновидностью минерала хризоберилла. Под влиянием солнечного света имеет голубовато-зеленую окраску, а в темное время суток фиолетовую или малиновую. Назван в честь императора Александра II.

Эвклаз

Эвклаз является силикатом бериллия и алюминия, встречается чаще в виде небольших кристаллов светло-зеленого, синего, голубоватого или прозрачного цвета. По внешнему виду этот драгоценный камень напоминает опал. Эвклаз весьма красивый камень, он редко встречается и поэтому очень дорогой. Камень обладает сильным блеском и высокой твердостью, но, к сожалению, он также и довольно хрупкий, что делает его неудобным для огранки. Эвклаз, который искусно обработан и имеет красивый цвет, может стоить дороже алмаза.
Источники:
  • Классификация драгоценных камней
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500