Горюче-смазочные материалы



ГСМ – это обширное семейство нефтепродуктов, используемых в автомобильной и другой технике. К данной категории относят получаемое из нефти горючее, вещества для смазки узлов и агрегатов машин, а также жидкости специального назначения. Основным видом ГСМ считается топливо. На его долю приходится чуть ли не три четверти всех веществ, входящих в группу горючих и смазочных материалов.

Топливная составляющая ГСМ – керосин, авиационное топливо, дизельное топливо, бензин, сжиженный и природный газ. В качестве смазочных материалов выступают пластичные смазки, трансмиссионные и моторные масла. В отдельную группу ГСМ часто выделяют охлаждающие и тормозные жидкости. Нужно отметить, что не все виды смазок, относящихся к ГСМ, имеют нефтяную природу: некоторые из них приготовляют из кремниевых соединений.


Топливо как вид ГСМ



Когда появились и стали широко использоваться двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки, они потребовали для себя особых видов топлива. Исходным сырьем для него стала нефть и ее производные. Как дизельное топливо, так и бензин представляют собой сложную смесь из углеводородов и особых присадок, которые улучшают рабочие свойства ГСМ. Производство топливных смесей – сложный технологический процесс, включающий многоступенчатую переработку нефти и нефтепродуктов.

Чаще всего в быту и на производстве, где задействована автомобильная техника, приходится иметь дело с разными видами бензина. При его производстве стремятся найти баланс между способностью сгорать и устойчивостью к детонации. Изменяя состав компонентов топлива, его изготовители получают бензины, отличающиеся по детонационной стойкости, что находит внешнее отражение в маркировке конечного продукта и обозначается так называемым октановым числом.

Материалы для смазки



Смазочные вещества могут иметь самый разный состав, но предназначение их одно – устранять вредное трение между подвижными частями машин и механизмов, которые вынужденно соприкасаются во время работы. Современные стандарты предъявляют высокие требования к этой категории ГСМ. Выбирая смазку, обычно ориентируются на рекомендации производителей машин и учитывают научно выработанные спецификации. Масло для автомобиля подбирают с учетом типа двигателя и его мощности.

Особые требования предъявляются к смазочным составам, которым предстоит работать в системах с повышенным давлением. Там, где зазоры между соприкасающимися деталями составляют лишь сотые доли миллиметра, могут применяться только очищенные и исключительно однородные смазки, которые не имеют посторонних примесей и включений. Если пренебречь этим требованием, то агрегаты быстро выйдут из строя.