Блуждающие токи характерны для электрифицированных железнодорожных и трамвайных путей, которые обслуживаются ненадлежащим образом или же аварийной утечки с линий электропередач. Иногда такими токами называют нулевые токи, которые существуют в не заземленных металлических конструкциях.

Источники блуждающего тока



Источниками токов в земле являются метрополитен, трамвай, электрифицированный постоянным током пригородный рельсовый транспорт. Провода в таких видах транспорта соединяются с плюсом источником тока, а минус, с обратным проводом – рельсовыми путями.
Продукты перегноя, щелочь, известь, кислые болотистые грунты содержащие известь, шлак, золу – создают все условия для интенсивной почвенной коррозии оболочек из металла.


По причине слабой изоляции дорожного полотна от земли, большого сопротивления рельсовых путей, а также нарушения стыков рельс, частично ток проходит к минусу источника питания посредством земли. Встречая на своем пути металлические оболочки кабелей, трубопроводы и другие подземные строения, токи проходят по этим проводникам и снова возвращаются в землю, чтобы попасть к минусу тяговой подстанции.

Во всей этой цепочке пути электрического тока существует явление электролиза. Где металлические оболочки кабелей и рельсовый путь являются электродами (анодом и катодом), а влажная земля, содержащая большое количество солей и кислот – электролитическая среда (электролит). А при перемещении постоянного тока сквозь электролит, электрод с более высоким потенциалом растворяется.
Электролиз – процесс выделения составных частей веществ, находящихся в растворе, при прохождении через него электрического тока.


Ученые рассчитали, что при величине блуждающего тока в один ампер, за один год разрушается 33 килограмма свинца, 3,95 килограмма алюминия и 9 килограмм железа. Самому сильному разрушению подвергается свинцовая оболочка на кабельных линиях.

Предупреждение блуждающих токов



Для защиты подземных сооружений и металлических оболочек кабелей от коррозии блуждающими токами принимают специальные меры:
- по возможности максимально снижают сопротивление рельсового пути, при помощи сварки стыков рельс и изоляции рельс от грунта.
- для снижения падения напряжения в рельсах применяют специальные линии из кабеля, соединяющего разные точки рельс с минусовой шиной подстанции.

Этими методами достигают значительную разгрузку рельсовой сети и снижение количества блуждающих токов.