Совет 1: Как написать должностные обязанности

Должностная инструкция – это документ, разъясняющий работнику его права и обязанности, соответствующие занимаемой им должности. Вопрос «Как написать должностные обязанности?» подразумевает составление должностной инструкции, в которой прописаны требования к трудовой функции работника.
Инструкция
1
Основная цель должностной инструкции – привести работу специалиста в соответствие с целями компании. Здесь нет стандартов, но есть основные правила, которые имеют практическое значение.

Включите в перечень сведений все виды деятельности, которые необходимо совершать специалисту; служебное взаимодействие с сотрудниками из своего и других отделов. Обозначьте характер этого взаимодействия; перечень оборудования, с которым должен будет иметь дело специалист – сюда же включаются сведения о материалах и знаниях, необходимых для квалифицированной деятельности. Опишите нормативные показатели деятельности, за что и в каком размере будет производиться оплата труда; условия труда.
2
Должностные обязанности работника не могут быть представлены внушительным томом – это обычно 2-3 листа машинописного текста, поэтому опишите все виды работ емко и точно, чтобы в дальнейшем избежать непонимания со стороны работника. Употребите применительно к обязанностям собирательные выражения, если вопрос стоит о работе в офисе. Абсолютно конкретные инструкции необходимы, если должностные обязанности пишутся для работников на производстве.
3
В список должностных обязанностей внесите пункт подчиненности работника.

Должностная инструкция обязательно содержит сведения о субординации на предприятии – данное положение в документе снимает в дальнейшем претензии работников по поводу того, кто и чем может распоряжаться. Возможны варианты двойного подчинения – по одним вопросам специалист находится в распоряжении одного руководителя, по другим – в ведомстве другого.
4
Следующий пункт – рабочее время. Обязательно опишите возможность привлечения к работе в случае форс-мажорных обстоятельств. Также пропишите оплату за работу в выходные дни и праздники.

Важный момент: в должностной инструкции оговорите несение ответственности сторон за соблюдение указанных в перечисленных выше пунктах обязанностей. За несоблюдение пропишите меры взыскания в рамках действующего законодательства.
5
Оформляйте должностную инструкцию строго в официально-деловом стиле. Каждый пункт пропишите с новой строки и отметьте следующей по счету цифрой. Документ подписывается сторонами в двойном экземпляре – один остается у сотрудника, второй – в отделе кадров предприятия.

Совет 2: Как написать должностную инструкцию

Работник, занимая определенную должность, обязан знать, какие требования предъявляются к его работе, что и как ему нужно выполнять. Для этого существуют должностные инструкции. Но их составление, оформление и изменение никак не регламентируется нормативными правовыми актами, это делается по желанию работодателя. Что в таком случае необходимо указывать в должностной инструкции?
Инструкция
1
Оформите шапку должностной инструкции, в которой укажите:

- полное название организации (если это филиал, то пропишите его наименование) в левом верхнем углу;

- в правом верхнем углу грифы утверждения и согласования (должность полностью, подпись и расшифровка утверждающего (согласующего), дата утверждения (согласования)). Инструкция вступает в силу с даты утверждения документа;

- ниже с правой стороны напишите наименование документа и должности (например, «Должностная инструкция мастера участка котельных и тепловых сетей»), дату составления и номер.
2
В первой главе «Общие положения» укажите наименование должности по штатному расписанию; требования к образованию, стажу работы и возрасту (если есть); место в иерархии предприятия (кому подчиняется должностное лицо и кто подчиняется ему); по каким условиям назначается, замещается, освобождается от должности; возможность совмещения; какими документами руководствуется при работе.
3
В главе «Должностные обязанности» определите направление деятельности работника, цели его работы для предприятия. Здесь же укажите и его функции, формы участия специалиста в управлении организацией (предприятием, отделом и т.п.): согласовывает, контролирует, исполняет, курирует и т.д.
4
В следующей главе «Права» определите, какие права имеет должностное лицо в соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством Российской Федерации (например, «давать подчиненным ему работникам участка обязательные к исполнению поручения», «знакомиться с проектами решений руководителя, касающимися деятельности соответствующего структурного подразделения или участка выполняемой им работы» и т.д.).
5
В четвертой главе «Ответственность» укажите, за что несет ответственность работник, в каких случаях на него может быть наложено взыскание (например, «мастер участка котельных и тепловых сетей несет ответственность за недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ возглавляемого участка» и т.д.).
6
Ознакомьте работника с должностной инструкцией под роспись. Лист ознакомления, где ставятся дата и подпись должностного лица, прилагается к инструкции.
Совет полезен?
1. Для лучшего восприятия текста должностной инструкции разбейте его на главы и пункты, которые пронумеруйте римскими и арабскими цифрами соответственно.
2. Используйте «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» в редакции постановления Министерства труда России от 21.01.2000 г. № 7, в котором указаны квалификационные характеристики многих должностей.
Источники:
  • как составить должностная инструкцию
Источники:
  • должностная инструкция как написать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500