Все это «безобразие», которое вытворяют годовалые дети, совершенно нормально для этого возраста. Если ребенок  безучастно наблюдает за происходящим вокруг, то скорее это тревожный сигнал. Открывание шкафов, попытки разобрать, сломать, погрызть и бросание предметов в разные стороны – показатель взросления, развития, любознательности и активности.

В этот период у малыша впервые появляются и проявляются собственные желания, которые могут не совпадать с желаниями взрослых. Не пытайтесь всеми силами доказать, что «вы здесь главный». Это может неблагоприятно сказаться на характере вашего ребенка. Старайтесь найти компромисс между его желаниями и границами дозволенного.

Для того чтобы сделать жизнь вашего ребенка безопасной и не задавить в нем зачатки воли и инициативы, старайтесь создавать вокруг него соответствующее пространство. Установите колпаки на розетки, уберите хрупкие, острые, мелкие предметы из комнаты, в которой играет ребенок. Если вы боитесь, что он что-то сломает, то просто не показывайте ему этот предмет. Если отобрали что-то, старайтесь сразу заменить это на интересную игрушку.

Сидя за обеденным столом, видя, как вы читаете газету или «натираете» свой смартфон, малыш начинает проявлять ко всему этому дикий интерес. Старайтесь найти что-то похожее и дать ребенку в руки. На кухне можно предложить металлическую мисочку и ложку. Они отлично блестят и гремят при ударе друг о друга. Читая, отдайте на растерзание старый номер журнала, а настоящий телефон замените игрушечным. Есть телефончики, которые поют хорошие детские песенки.

Запрещая что-либо, избегайте частицы «не». Эта вредная частица действует наоборот, и ребенок продолжает делать то, что вы ему запрещаете. Лучше скажите, что ему сделать. Например, «положи это», «подойди ко мне» и т.д.  Используйте сказки и игры в целях воспитания. Пусть примером для ребенка станет его старший брат или любимая игрушка, а не строгий выговор.

Если ребенок тянется к горячему, острому или огню, слово «нельзя» также не совсем уместно. Среди тысячи непонятных ему запретов это еще одно пустое слово. Лучше говорить «это опасно», «обожжешься», «обрежешься», «горячо», «острый». Но интерес вряд ли угаснет, пока сам на себе не опробует. Многие детские психологи советуют дать детям «попробовать», что такое иголка или огонь в безопасной обстановке. Как правило, это действует.

Примерно около года ребенок начинает лепетать, активно развивается его речь. Как быстро он заговорит, зависит от вас. Чем больше времени вы будете уделять вашему общению, тем быстрее он освоит язык. Называйте предметы и действия, которые вы совершаете: «Давай будем кушать», «Неси мне книжку», «Пойдем гулять», «Это мячик», «Это кукла», «Девочка плачет» и т.д.

Во время кормления можно разрешить малышу попытаться поесть самому. Вряд ли из этого что-то выйдет. Тогда возьмите вторую ложку и докормите его сами. Не заставляйте ребенка есть, если он категорически отказывается. Детский организм устроен намного гармоничнее наших представлений о правильном питании. Отворачивается от ложки? Значит наелся.

Первые годы ребенка очень важны для его будущего. Его характер, его поведение во много зависят от того, как пройдут его первые несколько лет.  Ваше внимание, помощь, забота и понимание послужат вашему ребенку отличным фундаментом для его дальнейшей жизни.