Исторические корни бардовской песни



Изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением и музыкой поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.


Но почет и уважение снискали певцы, слагающие и исполняющие песни о героях и богах не только у кельтов, но и у других народов древности: у эллинов, этрусков, скандинавов и древних славян.

Традиция слагать баллады и саги, исполнять их, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, была жива и в Средневековье. Назывались такие певцы и исполнители в одном лице по-разному: труверы, трубадуры, ваганты, менестрели. Но их можно назвать продолжателями бардовской традиции. Этих вечных скитальцев роднило с бардами то, что они не только исполняли чужие хиты того времени, но и самостоятельно сочиняли как текст, так и музыку.

Современные барды



В современном понимании бард - это автор-исполнитель. Существует отдельный жанр – авторская или бардовская песня, и последователей этого музыкально-песенного направления принято называть сегодня бардами.

Начиная с 30-х годов ХХ века на территории Советского Союза получило развитие новое направление песенного жанра. Так называемый городской романс, популярный в XIX веке, перевоплощается в дворовую песню. К 60-м годам образ молодого человека с гитарой, исполняющего песни нередко собственного сочинения у костра или во время кухонных посиделок, стал классическим атрибутом городской, студенческой и туристической романтики. Наиболее яркие представители этого нового жанра становились известными и даже популярными. У многих до сих пор на слуху имена А. Галича, Ю. Визбора, Е. Клячкина, А. Якушевой.

Но первыми русскими бардами, снискавшими поистине всенародную славу и любовь, считаются такие яркие и талантливые личности, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Именно они подняли авторскую песню от уровня «квартирных концертов» до значительного явления в культурной жизни страны. Именно они показали, что человек без музыкального образования, не владеющий профессионально музыкальным инструментом, способен найти отклик в тысячах сердец.

Пожалуй, золотым веком для авторской песни в России стали 80-е годы прошлого века, но и сейчас этот жанр не растерял своих поклонников. Многие поэты выходили и продолжают выходить на сцену, аккомпанируя себе на гитаре, исполняя свои песни. Конечно, поэтическая составляющая бардовской песни более ценна и значима, нежели музыкальная. Но и гитарный ритм или неспешные переливы мелодии помогают словам найти путь к сердцам и душам слушателей.