Совет 1: Какие ткани подвержены усадке после стирки, а какие нет

Усадке при стирке и влажно-тепловой обработке подвержены практически все виды тканей. Можно говорить лишь о ее степени. Из натуральных тканей более всего «садятся» лен, вельвет, шотландка. Немного меньше ей подвержены креповые ткани из синтетического и натурального шелка. Степень усадки тканей часто зависит от неправильно выбранной температуры стирки и последующей глажки.

Причины усадки тканей

В процессе стирки и глажки в структуре ткани происходит обратимая эластичная деформация нитей, когда ткань стремится исправить натяжение, заданное изначально. Происходит увеличение поперечного сечения нитей полотна при набухании. Это приводит к выпрямлению нитей одной системы (утка или основы), после чего наступает деформация нитей другой системы (основы или утка, соответственно).

Усадка зависит от вида волокон ткани: лен, хлопок, вискоза. От степени скрученности нитей, при этом более скрученные нити растягиваются сильнее за счет увеличения их диаметра и изменения структуры ткани. От неправильно выбранного температурного режима при стирке и глажении.

Перечень тканей, подверженных усадке

Подвержены усадке ткани из хлопка. В зависимости от плетения она варьирует от 3% до 5%. Наибольшую усадку дают шотландка и вельвет. Немного меньше у ситца, поплина, тика, сатина, бязи, батиста, других тканей из хлопка. Ткани из льна и содержащие лен дают усадку до 6%, как и смесовые ткани. При этом, чем больше содержится в ткани хлопка или льна, тем больше будет усадка.
После стирки ткань с эластаном сокращается, так как растянутый ранее эластан сжимает ее. Затем ткань может снова растягиваться до 10% от первоначальной длины.

Шерстяные ткани дают усадку от 1,5 до 3,5%. Это относится и к драпам, и к тонкой шерстяной ткани. По некоторым данным, шерсть подвержена усадке в большей степени, до 5-6%. Этот недостаток наблюдается и в полушерстяных тканях.

Усадка тканей из натурального шелка несколько меньшая, чем у тканей из искусственного шелка. Наибольшая усадка отмечается у шелковых креповых тканей: из натурального шелка – до 5%, креповых из искусственного шелка – до 7%. Гладьевые шелковые ткани могут терять от 3,5% до 5% первоначальной длины. Штапельные ткани и вискозные – до 4 %. Капроновые ткани – до 1,5%, полукапроновые – до 3,5%. Усадку дают прокладочные материалы: флизелин, дублирин, клеевая прокладка.

Декатировка тканей перед раскроем

Декатировка – влажно-тепловая обработка тканей для их усадки до начала раскроя изделия. Декатируют все ткани, в состав которых входит 50 и более процентов натуральных волокон. Это шерсть, лен, хлопок, конопля, шелк, а также ткани из искусственного шелка. Если изделие, которое планируется шить, будет стираться, декатировка обязательна. Если планируется сдавать в химчистку (пальто, костюмы), ткань достаточно проутюжить с отпариванием.
Прокладочные ткани перед раскроем замачивают и высушивают, тщательно выровняв, но не гладят.

Хлопковые и льняные ткани замачивают, высушивают и проглаживают слегка влажными. Шелк замачивают и высушивают. Гладят не горячим утюгом. Шелковые ткани, которые могут полинять, увлажняют с помощью влажной простыни, в которую заворачивают шелковую ткань перед проглаживанием. Шелковые однотонные ткани гладят без пара с изнаночной стороны во избежание появления пятен.

Для шерстяных тканей применяют увлажнение с изнаночной стороны распылителем. После 8-12 часов в сложенном виде ткань проглаживают с изнанки. Тонкие шерстяные и полушерстяные ткани достаточно прогладить через влажную ткань.

Совет 2: Что за ткань клеевая бязь

Бязь - это хлопчатобумажная, достаточно плотная ткань, фактура которой значительно жестче и крупнее ситца. В настоящее время текстильной промышленностью выпускается несколько видов бязи: суровая или неотделанная, белёная, набивная и гладкокрашеная. Технологической тканью является бязь клеевая.

Аппретированные жесткие прокладочные ткани

До того как появились клеевые прокладочные ткани, для придачи жесткой формы деталям кроя или предупреждения растяжения ткани в швейном производстве применяли бязь. Ее вручную нитками крепили на деталях. Сейчас этот процесс стал гораздо проще с использованием клеевой прокладки. Аппретированные жесткие прокладочные ткани в настоящее время используются в качестве прокладочного материала для воротников, манжет рубашек и блузок. Основой их является хлопковая ткань типа бязи.

В качестве клея используются многообразные препараты на целлюлозно-эфирной основе или синтетических смол, например полиэтилен. Бязь клеевая иначе называется сплошной рубашечной – это отбеленная бязь, на которую клеевое пленочное покрытие наносится сплошным слоем с одной стороны ткани. Отбеленную бязь в специальном баке пропитывают аппретом, отжимают на плюсовке, затем сушат в специальной камере от трех до пяти минут при температуре семьдесят градусов. Затем подвергают термообработке в течение двух-трех минут при температуре сто тридцать пять градусов. Качество изготовленной таким способом клеевой бязи значительно выше, чем с использованием желатинового покрытия.

Использование клеевой бязи

Клеевые материалы на основе синтетических полимеров широко применяются в отечественной и зарубежной практике изготовления одежды при выполнении многих основных и вспомогательных операций в швейном производстве. Клеевая бязь используется при формировании воротников и манжет сорочек из вискозы, хлопчатобумажной и смесовой тканей. Она дает возможность сохранить форму манжет и воротников в процессе ношения одежды и ее стирки.

Кроме того ее используют при раскрое изделия для укрепления кромки ткани. Она проста в применении - при наклеивании кромочную ткань прикладывают к срезу и аккуратно проглаживают горячим утюгом. За счет высокого качества наклеивания изделие способно переносить неоднократную стирку и не потерять прочность и форму в течение длительного времени. При стирке бязь клеевая выдерживает температуру до восьмидесяти градусов.

Технологическая бязь используется для придачи ткани жёсткости, при пошиве обуви, верхней одежды, для формирования воротников и манжет сорочек, корсетов и других изделий, ношение которых требует сохранения постоянной жесткой формы. Это незаменимый материал современного швейного производства.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500