Как при очной, так и при заочной форме обучения учебный год разделяется на 2 части (2 семестра), по окончании которых студент сдает экзамены и зачеты по изучаемым дисциплинам. Как правило, это происходит зимой и летом (зимняя и летняя сессия). При любой форме экзамены и зачеты сдаются лично преподавателю, но вот процесс обучения «очника» и «заочника» весьма различаются.

Очная форма обучения



Очное обучение предполагает необходимость непосредственного личного присутствия студента на лекциях, семинарских и практических занятиях, личное участие в других видах деятельности, предусмотренных учебным планом ВУЗа, колледжа или техникума. Как правило, занятия проходят по расписанию, и пропускать их не рекомендуется.


Иногда в течение семестра программой могут быть предусмотрены промежуточные зачетные работы или другие виды учета знаний студентов. Это помогает оптимизировать процесс обучения, способствует систематичности усвоения знаний. Фактически, организацию учебного процесса, режим занятий, объемы усвоения материала регламентирует учебное заведение, и студенту остается только в меру сил и способностей подстроиться под предложенную систему.

Конечно, система очного обучения помогает наилучшим образом усваивать знания. Этому в немалой степени способствует и непосредственное общение студента с преподавательским составом, которое может выходить за рамки учебных занятий.

Как правило, такую форму обучения выбирают выпускники школ и те молодые люди, которые могут позволить себе не работать, а все свое время посвящать обучению. Конечно, можно совмещать трудовую и учебную деятельность, но при очной форме приоритет все же будет принадлежать учебе.

Заочная форма обучения



При заочной форме студент самостоятельно организует свой учебный процесс, фактически занимаясь самообучением. Роль учебного заведения сводится к своеобразной ориентации обучающегося. В соответствии с учебным планом ему предлагаются те или иные дисциплины для изучения, даются ориентировочные пределы, в каких эти дисциплины должны быть усвоены, рекомендуются источники, которыми можно пользоваться в процессе самообразования.

Дальнейшее обучение, его организация, а во многом и содержание остаются в ведение самого студента. Он сам выбирает время для занятий, определяет объемы учебного материала, которые ему необходимо усвоить для того, чтобы успешно сдать сессию.

Экзамены и зачеты, как и при очной форме обучения, при заочной позволяют контролировать уровень знаний студента по тем или иным дисциплинам. Роль промежуточных зачетов при заочной форме могут играть письменные работы (рефераты, курсовые и контрольные работы), которые студент обязан переслать преподавателям в течение семестра или сдать непосредственно перед началом очередной сессии.

Считается, что обучение на заочном отделении не бывает столь же качественным и полным, как при очной форме обучения. Но при высоком уровне самодисциплины, серьезном подходе к процессу обучения студент-заочник по уровню своих знаний может приблизиться к слушателю очного отделения.

Заочную форму обучения выбирают те, кому необходимо продолжать трудовую деятельность, не прерываясь на учебу. Это позволяет без ущерба для своего материального положения и профессионального статуса получить дополнительные знания и диплом об образовании.