Совет 1: Что такое конверсия

Понятие конверсия – от латинского convercio - изменение, превращение - хорошо известно тем, кто застал времена после распада Советского Союза. Именно в это время началась конверсия военного производства, когда экономика страны, ориентированная на военную и оборонную промышленность, стала переходить на мирные рельсы. На военных предприятиях началось производство товаров народного потребления.

Положительные стороны военной конверсии для экономики

Не секрет, что в Советском Союзе промышленность в большой степени была ориентирована на производство изделий и техники военного назначения. Развитию легкой промышленности уделялось совсем мало внимания, что и породило дефицит товаров бытового потребления. После того, как знаменитая берлинская стена, разделявшая Восток и Запад была разрушена в буквальном смысле, а «железный занавес» - в фигуральном, перед экономикой Российской Федерации встала первостепенная задача преобразования и изменения структуры военного производства. Конверсия военного производства заключалась, в том числе, и в преобразованиях организационного, технико-технологического, профессионального и экономического характера.

Предприятия военной промышленности на тот момент являлись самыми оснащенными в технологическом, материальном и инструментальном плане, на них трудились высококвалифицированные специалисты. Именно поэтому предполагалось, что конверсия позволит обеспечить население страны современными товарами и бытовой техникой в самые кратчайшие сроки. При этом большим плюсом было сохранение материально-технической базы, людских ресурсов и рабочих мест.

И действительно, товары, выпускаемые в рамках конверсионных программ, довольно быстро появились на прилавках российских магазинов. Это были утюги и кофемолки, пылесосы, стиральные машины, видеомагнитофоны и даже персональные компьютеры. Появились и уникальные модели вездеходов и внедорожников, прототипами которых были военные автомашины.

Хотели, как лучше

Но, к сожалению, за время гонки вооружений, в которой главным была функциональность и надежность производимой военной техники, конструкторы совершенно не принимали во внимание, такие вещи, как эргономичность, дизайн, стиль. Те конверсионные изделия, товары и техника, которые появились в российских магазинах, никак не могли конкурировать с теми, которые свободно стали поступать на рынок из-за границы. Да, импортные товары и техника стоили дороже и, в некоторых случаях, были менее надежными, но они имели современный привлекательный дизайн и были гораздо удобнее в эксплуатации.

В результате товары, производимые по конверсии, оказались неконкурентоспособными, а заводы и предприятия, работающие по конверсионным программам, - банкротами. Рыночная экономика не позволила содержать государству эти предприятия за свой счет, они были проданы и полностью перепрофилированы, а основная масса работающих была вынуждена искать новые рабочие места и менять специальность.

Совет 2: Что такое словотворчество

Под словотворчеством принято понимать сам процесс создания новых слов, пополняя тем самым словари. Это происходит путем использования существующих способов словообразования, создания совершенно новых доселе неизвестных слов отдельными авторами художественных произведений, семантического преобразования существующего слова.

Нормативные способы словотворчества

Новые слова образуются различными способами. Среди них такие способы, как префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, бессуффиксальный, постфиксальный, лексико-семантический, сложение основ с добавлением и без добавления суффикса, аббревиация, конверсия и др.

Префиксальный способ основан на добавлении к корню приставки. При этом к основному смыслу добавляется дополнительный. Это может быть значение приближения - удаления, увеличения – уменьшения и т.д. К примеру, если к глаголу «лететь» добавить приставку при- , то образуется новый глагол «прилететь», в котором к ранее существующему основному смыслу добавляется значение приближения.

Суффиксальный способ словообразования предполагает добавление суффикса к существующей основе и, тем самым, получение нового слова. Данный способ наиболее характерен для образования наречий с суффиксами -о, -е, глаголов с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва-, существительных с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти-. К примеру, от прилагательного «безжалостный» образуется наречие «безжалостно» путем добавления суффикса -о.

При префиксально-суффиксальном способе словообразования к основе слова добавляется одновременно приставка и суффикс. В качестве примера можно привести образование прилагательного «надомный» посредством присоединения к существительному «дом» приставки на- и суффикса -н-.

Бессуффиксальное словообразование производится отсечением от слова суффикса и постфикса. Таким способом часто от глаголов и прилагательных образуются имена существительные. К примеру, от прилагательного «высокий» образуется существительное «высь», а от глагола «выходить» - существительное «выход».

Постфиксально образуются глаголы. При этом к исходному глаголу добавляется постфикс -ся. Примером может служить глагол «учиться».

Лексико-семантическое образование новых слов предполагает изменение первоначального значения. Примером данного способа словообразования служат словосочетания «мужской наряд» и «наряд полиции».

Сложение производится соединением двух основ. При этом может добавляться суффикс. Таким способом образованы слова «лесоповал», «кресло-качалка», «головоломка» и т.д.

Сокращение слов до первоначальных букв, или иначе аббревиация, тоже относится к способам словообразования. Так, при сокращении словосочетания «высшее учебное заведение» образуется аббревиатура «ВУЗ».

Конверсия как способ словообразования позволяет изменить часть речи, сохранив при этом слово в первичном виде. К примеру, прилагательное «больной» в зависимости от контекста может выступать в качестве существительного: «больной ребенок» и «больной лежит в пятой палате».

Иные способы словотворчества

Словотворчеством нередко увлекаются писатели, чтобы показать индивидуальность, особенность своего творчества. Иногда им бывает сложно в рамках существующего словарного запаса языка выразить свою мысль в том виде, в каком она зародилась в голове. Такие неологизмы создают особый смысл, который, возможно, первоначально и не закладывался автором.

Неологизмы рождаются и с наступлением каких-либо знаменательных событий, созданием новых технологий и т.д.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500