Автомобилистам следует знать, как устроено сердце электрической системы автомобиля – генератор. Ведь именно он, подобно тому, как сердце в организме живого существа, организует кровообращение, «гоняет» электричество по цепи транспортного средства, «накачивая» электрическим зарядом аккумулятор, откуда подаётся напряжение на все потребители электроэнергии в автомобиле.

Устройство генератора


Конструкция генератора включает в себя неподвижный сердечник – статор, представляющий собой постоянный магнит, и ротор – подвижную часть, снабжённую проволочной обмоткой, на концах которой при вращении вокруг статора появляется напряжение. На современные автомобили устанавливаются трёхфазные электрогенераторы, где созданная в различных частях обмотки электродвижущая сила при помощи трёхфазного диодного выпрямителя преобразуется в постоянный ток, который подаётся на клеммы аккумулятора.
Периодически следует проверять напряжение на выходе генератора и на клеммах аккумулятора. На выходе генератора легкового автомобиля напряжение должно составлять 13-14 вольт, на клеммах заряженного аккумулятора – чуть более 12.


Принцип действия генератора


Принцип действия генератора основан на явлении электромагнитной индукции. Заключается оно в возникновении электрической разности потенциалов (напряжения) на концах проволочной обмотки подвижной части генератора (ротора) во время вращения вокруг неподвижного «сердечника» – статора. Теоретически, при обратном воздействии – подаче напряжения на концы обмотки – будет происходить вращение ротора, то есть принцип электромагнитной индукции справедлив в обоих направлениях.

«Сбор» электрического тока с обмотки производится с помощью щёточно-коллекторного узла, который включает в себя коллектор (контакты, находящиеся на подвижной части генератора), и щёточки, которые скользя по коллектору, но находясь вне его, снимают электрическое напряжение с контактов.
Нельзя менять местами клеммы при подключении аккумулятора! При изменении полярности «горят» диоды генератора, и после этого он может вообще не подлежать ремонту.


При эксплуатации автомобиля необходимо следить за напряжением на выходе генератора. При падении напряжения ниже критического уровня на приборной панели автомобиля, как правило, загорается значок аккумулятора. Будьте внимательны к своему автомобилю и получайте от езды только удовольствие!