Стиль написания



Прежде, чем приступать к созданию стихотворения, стоит задуматься, в каком стиле оно будет написано. Возможно, это будут элегические сожаления о невозможности такого чувства, как любовь. А может быть, стихотворение будет полно иронии и насмешек над теми, кто «верит в любовь», хотя их вера не имеет никаких оснований, а чувства, которые они испытывают, и любовью-то назвать нельзя? От общего авторского настроя зависит дальнейший выбор формы стихотворения и, конечно, его содержание.


Форма стихотворения



Можно обратиться к классической форме стихосложения и облечь свои мысли в рифмованные строки. Как правило, чаще всего используются двухдольные или трехдольные размеры стихов.

К двухдольным (состоящим из 2 слогов) размерам относятся:

- Хорей (ударение на первом слоге):
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.» (А. Пушкин)

- Ямб (ударение на втором слоге):
«Я знаю - город будет,
Я знаю - саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.» (В. Маяковский)

К трехдольным (состоящим из 3 слогов) относят:

- Дактиль (ударение на первом слоге, 2 последующих – безударные):
«Славная осень! Здоровый, ядреный!
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.» (Н. А. Некрасов)

- Амфибрахий (ударение на 2 слоге, 1 и 3 слоги – безударные):
«Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз,
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.» (Н.А. Некрасов)

- Анапест (ударение на 3 слоге, первые два слога – безударные)
«Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.» (А. Фет)

Если сложностей с рифмой хочется избежать, то можно выбрать и более свободную форму, не требующую рифмовки строк:

- Белый стих: в этой форме присутствует стихотворный размер, но рифмы нет:
«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…» (А. Пушкин)

- Верлибр – самая свободная форма стиха, в котором не соблюдается ритмический рисунок и рифмы не присутствуют:
«Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, -
Так, - забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, -
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…» (А.Фет)

- Стихотворение в прозе – это промежуточная «стадия» между стихотворной и прозаической речью. Можно сказать, что по форме это проза, а по содержанию – стихи, например:
"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.." (М. Лермонтов)

Человеку, не искушенному в стихосложении, лучше начать с более свободных форм – стихотворения в прозе или белого стиха, а более опытному поэту не грех поэкспериментировать и с рифмами. Следует только помнить, что двухдольные размеры воспринимаются как более «динамичные», особенно это относится к ямбу, а трехдольные – как более «медленные» и «лиричные».

Содержание стихотворения



Разобравшись с формой, можно перейти и к содержанию. Тут советовать сложно: содержание целиком зависит от авторской фантазии и его собственного понимания проблемы. Можно дать лишь несколько общих рекомендаций.

- Неплохо определить, что лирический герой стихотворения понимает под любовью. Это сложное и многогранное чувство, и понимание сути любви у разных людей различно.

- Можно описать в стихотворении, на чем основывается убежденность, что любви нет, привести аргументы, примеры, подтверждающие это утверждение.

- Каково отношение к факту отсутствия любви у лирического героя? Возможно, он страдает и грустит по этому поводу? А быть может, он только этому рад?

В любом случае, следует помнить, что стихотворение – это, прежде всего, способ передачи автором своих живых чувств, эмоций, переживаний. И никакой «огранкой» в виде четкого размера, оригинальных и точных рифм их не заменить.