Совет 1: Как записывать лекцию

Лекционные занятия составляют основу процесса обучения в высших учебных заведениях. Часто слышны жалобы студентов на то, что они не успевают записывать, не расслышали слово и прочие. Для успешной сдачи сессии по собственным конспектам необходимо научиться записывать лекции так, чтобы в них было легко разобраться и найти важные моменты.
Инструкция
1
Конспектируйте самостоятельно. Первый и важнейший пункт на пути к получению успешного конспекта - ваша личная работа над ним. Переписывание лекций обычно дает лишь отдаленное представление о предмете разговора. Плюс ко всему, записывая обдуманные фразы, мозг автоматически вносит их в память, и на сессии студентам, посещающим и записывающим лекции, будет гораздо проще.
2
Садитесь ближе. Лекторы бывают разные, и некоторые из низ совсем не ориентируются на размеры аудитории и количество людей. Поэтому стоит выбирать место на первых трех-четырех рядах. Так вы расслышите каждое слово, получите возможность задать вопрос, а также поможете преподавателю запомнить ваше лицо, что поможет при сдаче зачетов и экзаменов.
3
Сокращайте. Скорость речи превышает скорость письма, не пытайтесь записывать все сказанное лектором. Для упрощения конспектирования стоит вводить сокращения. Придумайте свою систему, чтобы позже не путаться в неясных буквах с точками. Это могут быть «др.» - другое, «мб» - может быть, «гос-во» - государство и так далее.
4
Улавливайте основные мысли. Не занимайтесь лишним трудом, не все слова лектора должны оказаться в вашей тетради. Преподаватели специально разбавляют свою речь, чтобы в это время студенты успевали дописать важную мысль. Чаще всего основные моменты выделяются интонацией или же фразами типа «отметим важный момент» или «следует помнить».
5
Не отвлекайтесь. Сосредоточение внимания на речи преподавателя - немаловажный фактор в написании успешного конспекта. Забудьте про телефон, КПК и соседа. Так вы довольно просто вникните в суть темы и без труда запишите основные моменты, остальное же отложится в голове.
6
Выделяйте. При конспектировании следует разделять лекцию на пункты, так как сплошной текст отнимает больше времени при прочтении и восприятии. Обзаведитесь цветными маркерами и подчеркивайте пункты и важные мысли по теме.

Совет 2: Как построить лекцию

Преподавателей условно можно поделить на две категории: одни хотят донести до слушателей знания, другие просто проводят занятия. Первые отличаются тем, что искренне хотят заинтересовать студентов своим предметом. Но одних только знаний для этого мало.
Вам понадобится
  • Книги, конспекты.
Инструкция
1
Запишите данные, которые касаются предмета лекции.
2
Расположите информацию в логическом порядке. Выстраивайте любую тему по принципу «от простого к сложному».
3
Оставьте в записях только важные пункты. Это необходимо сделать, т.к. формат лекции ограничен временными рамками.
4
Подготовьте к каждому пункту «объяснение на пальцах». В идеале вас должен понять первоклассник. Подберите примеры, касающиеся бытовой жизни. Объединение молекул можно сравнить с союзом мужчины и женщины; в произведениях Ломоносова находить связь с сегодняшним днем и т.д.
5
Будьте неформальны, запланируйте участие студентов в лекции. Например, в методике преподавания литературы есть интересный прием. Рассматривая творчество какого-то автора, можно задать вопрос: «С чем у вас ассоциируется фамилия этого автора?» Управляя дискуссией, педагог может выйти к нужной отправной точке. В итоге учащиеся вовлечены в диалог, а это 50% успеха. Можете придумать аналогичные приемы самостоятельно или найти их в методической литературе.
6
Подготовьте вступление и заключение лекции. Во вступлении необходимо сказать о важности предмета, в заключении - подвести итоги.
7
Разнообразьте формат проведения. Устраивайте лекции на природе, в холле института или другом неожиданном месте. Это наверняка заинтересует студентов и заставит их прислушаться. Единственный момент, который надо учитывать - насколько оправдан отказ от традиционной аудитории. Если не оправдан, лучше не экспериментировать, иначе любопытство студентов быстро пропадет.
8
Делайте лекцию интересной. Если из года в год рассказываете одни и те же вещи, любой, даже самый увлекательный материал надоест, следовательно, не сможете заинтересовать учащихся. Поэтому придумывайте новые примеры, следите за развитием науки, доносите новости до слушателей.
Видео по теме
Совет полезен?
Чтобы провести хорошее полуторачасовое занятие, надо готовиться три, а может быть, и четыре с половиной часа. В дальнейшем будете читать эту лекцию для других студентов и на подготовку понадобится меньше времени.
Источники:
  • методика подготовки и проведения лекций
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500