Инструкция
1
Ода как отдельный жанр появилась еще до нашей эры и поначалу являлась лирическим стихотворением, которое предполагало хоровое исполнение. Тематика была различна. Так, древнегреческий поэт Пиндар (около 520–442 г.г. до н. э.) в своих торжественных одах воспевал царей и аристократов, которые, считал поэт, удостоились благосклонности богов. В понятие одического произведения в те времена входили гимны, дифирамбы, хвалебные песни в честь богов, олимпийских победителей и т.д. Блестящим составителем од считался Гораций:

Кто из богов мне возвратил
Того, с кем первые походы
И браней ужас я делил,
Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил?
2
Далее развитие оды приостановилось, и в начале нашей эры она как жанр не развивалась. И даже в средние века такого вида стихосложения в европейской литературе не существовало.
3
«Воскресла» ода в качестве торжественного стихотворения в Европе в эпоху Возрождения. Она стала особенно популярной в период европейского классицизма (16-17 вв.). Сочинению од посвятил значительную часть своего творчества основоположник французского классицизма Франсуа Малерб (1555–1628). Поэт прославлял абсолютистскую власть Франции. На одном из этапов творчества развитием одического жанра занимался Жан Батист Руссо.

После Малерба и Руссо видными представителями жанра оды во Франции были Лебрен, Лефран де Помпиньян и Ламот.
4
Считается, что в русскую литературу классическую оду привнес Антиох Кантемир. Другие литературоведы называют Гавриила Державина. Но и те, и эти сходятся в том, что собственно термин «ода» введен не ими, а Василием Тредьяковским, его «Ода торжественная о сдаче города Гданска» являет собой образец классической оды в русской поэзии.

Как и у древних греков, ода на Руси была призвана восхвалять кого-либо. Обычно в ней рассказывалось об известных и великих людях. Поскольку ода являлась жанром высокой литературы, славословить и превозносить рабочих или крестьян не было принято. Императоры, императрицы, их фавориты, высшие сановники – именно им посвящались оды.
5
Несмотря на большой вклад Кантермира, Державина и Тредиаковского в становлении одического жанра, подлинный основоположником русской оды, по мнению большинства литературных критиков, является Михаил Ломоносов. Именно он утвердил оду как основной лирический жанр феодально-дворянской литературы 18 века и обозначил главное ее назначение – служение и всяческое превознесение феодально-дворянской монархии в лице ее вождей и героев:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
6
Русской поэзии свойственна не только торжественная, так называемая пиндарическая ода (от имени древнегреческого поэта Пиндара), но и любовная – анакреонтическая, нравоучительная – горацианская и духовная – переложение псалмов.
Знаменитыми сочинителями од в русской литературе были Гавриил Державин, Василий Петров, Александр Сумароков и др.
7
Конец 18 века ознаменовался началом падения европейского классицизма и, как следствие, - потерей значимости оды. Она уступила место новым на тот период времени стихотворным жанрам – балладам и элегиям.
8
С конца 20-х годов 19 века ода почти бесследно исчезла из европейской поэзии (и русской в том числе). Попытками возродить ее занимались символисты, но их оды носили, скорее, характер удачной стилизации, не более.
9
Ода нового времени – это не столь распространенное явление в поэзии, как было, например, в 17-18 вв. Однако и современные поэты нередко обращаются к этому жанру, чтобы воспеть героев, победы или выразить восторг по поводу какого-либо события. Главным критерием при этом считается не форма, а искренность, с которой написано произведение.