Совет 1: Кто такие валькирии

Образ валькирии известен из мифологии скандинавских народов. Древние скандинавы считали их вершительницами судеб народов, ведь они решали, кому из воинов достанется победа в бою.

Валькирии в скандинавском эпосе



В переводе с древних германских языков валькирия означает «выбирающая убитых». Эти воинственные девушки, согласно скандинавской мифологии, вершили судьбы воинов на поле боя. В древнейших легендах и мифах валькирий описывали как ангелов смерти, которые рассекали небесную высь верхом на коне над сражающимися воинами. Выполняя волю Одина, верховного бога скандинавов, валькирии решали, кому достанется победа, а кто навеки сложит свой меч. Души лучших воинов они уносили в небесный замок под названием Вальхалла, где совершенствовались в боевом искусстве теперь уже дружинники Одина, а валькирии им прислуживали.

В поздних мифах валькирий представляют в более романтичном образе. Их изображают прекрасными золотоволосыми девами с белой кожей иногда принимающими облик великолепных лебедей. Их кони было созданы из облаков, благодаря их гривам из дождя землю покрывала роса и иней. Между тем, англо-саксонские легенды гласят, что одни валькирии произошли от эльфов, а другие были избраны богами еще при жизни из числа дочерей знатных князей.

Легенды о валькириях в мировом искусстве



О валькириях и многих других мифических существах людям стало известно из памятника древней литературы - «Старшей Эдды». Отсюда известны и их имена: Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд, Хлекк, Труд, Крист, Мист, Хильд и другие.

В известном примере германского эпоса «Песнь о Нибелунгах» описана история валькирии Сигрдривы, которая, ослушавшись Одина, отдала победу не тому воину. Верховный бог приказал погрузить её в глубокий сон, после чего она стала простой женщиной. Еще одна валькирия по имени Брунгильда вступила в брак с земным мужчиной и также лишилась своей силы.

Образ валькирий используется в таких произведениях, как «Валькирия» Паоло Коэльо, роман «Валькирия» Марии Семёновой, цикл «Хранитель Мечей» Ника Перумова, серия книг «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца и многих других. Немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновленный роковой сущностью валькирий, создал известную оперу «Полет Валькирий».

В кинематографе и мультипликации образ дев-воительниц интерпретирован во многих мультфильмах жанра анимэ, в сериалах «Ксена – принцесса-воин», «Зачарованные», «Зов крови», в фильме «Ангел-истребитель» и т.д. Персонаж валькирии популярен во многих компьютерных играх.

Совет 2: Как понимать поэзию скальдов

Исландские саги – уникальный пласт мировой литературы. В них нет многих моментов, к которым привыкла современная читательская аудитория – сюжетов, построенных на любовной или детективной интриге, описаний природы и чувств героев. Особое затруднение могут вызвать у неподготовленного читателя необычные стихи, часто встречающиеся в сагах.

В эпоху викингов на севере Европы возникла очень своеобразная поэзия, которую называли «скальдскап», а поэтов, слагавших такие стихи – скальдами. В европейской истории это первый после античности случай, когда поэтическое творчество было не фольклорным, а авторским, осознанным.

Главным выразительным средством скальдов была не рифма, а особый прием, не встречающийся ни в какой другой поэтической традиции – кеннинг. Это словосочетание из двух существительных. Первое слово – иносказательное название того предмета, который обозначает кеннинг, а второе, взятое в родительном падеже – нечто, с чем этот предмет ассоциируется. Если речь идет о человеке, то в качестве главного слова часто выступает имя любого бога или богини. Мужчину или воина называют «Ньердом брани», «Бальдром щита», «Тюром шлема», женщину – «Нанной льна», «Фреей порея», «Наль мониста». Мифологические имена необязательны, мужчина может называться «Кленом ладьи», а женщина – «рощей ожерелий».

Многие кеннинги построены исключительно на ассоциациях: смерть называется «иссушителем жил», меч – «змеей шелома», кровь – «рекой ран», вороны – «гусятами валькирий», но есть и такие, для понимания которых требуется знание мифологических сюжетов – в эпоху викингов их знали все слушатели скальдических стихов. Например, норманны верили, что чертоги морского великана Эгира освещаются блеском золота, поэтому один из кеннингов золота – «пламя прилива».

Организующим началом в поэзии скальдов был стихотворный ритм, а также аллитерация – повторение слогов с одинаковыми или сходными согласными (эта черта чаще всего утрачивается в переводе). С помощью этих средств кеннинги выстраивались в строфу – вису. Именно в форме вис норманны импровизировали стихи в разных ситуациях. Но иногда висы объединялись в цикл, превращаясь в довольно крупное произведение – таковы, например, «Висы радости», написанные конунгом Харальдом Суровым по случаю женитьбы на Елизавете, дочери Ярослава Мудрого.

Другим распространенным скальдическим жанром была драпа – хвалебная песнь, состоящая из трех частей. В первой части скальд привлекает внимание слушателей, во второй – описывает деяния того, кого восхваляет, в третьей – просит о награде. Нередко в драпе присутствовал припев, который – по аналогии с частью корабля – называли «штевнем». Скальда, посвятившего конунгу «драпу без штевня», могли упрекнуть в неуважении к правителю.

Еще один жанр – нид – был противоположностью драпы. Это хулительное стихотворение, которое писалось отнюдь не с целью «излить эмоции»: считалось, что нид может иметь очень серьезные последствия для того, против кого он направлен. По этой причине сохранилось мало образцов нида – такие опасные стихи боялись и повторять, и записывать.

Существовали и любовные скальдические стихи – мансенг, но не всякий скальд рисковал творить в этом жанре. Это расценивалось как приворотная магия, обществом не приветствовалось и могло привести даже к кровной мести.

Поэзий скальдов разделила судьбу наследия эпохи викингов в целом: как плавание Лейва Эйрикссона не стало для Европы открытием Америки, так находки скальдов оказались невостребованными в последующем развитии европейской поэзии. Но и сегодня эта поэзия поражает воображение.

Источники:
  • Стеблин-Каменский М. И. Скальдическая поэзия
Видео по теме
Источники:
  • Валькирия
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500