Успение Богородицы



28 августа отмечается один из самых важных христианских праздников – Успение Богородицы. О земной жизни и обстоятельствах смерти Богоматери известно совсем мало. До нас дошло несколько отрывочных сведений о ней, сообщаемых в Деяниях апостолов и апокрифическое сочинение неизвестного автора «Об Успении Богородицы». Эти источники позволили составить историю жизни Богоматери после казни ее сына – Иисуса Христа.

По преданию, после вознесения Спасителя Мария прожила еще 12 лет. Сначала она поселилась в Эфесе вместе с Марией Магдалиной и Иоанном Евангелистом. А последние годы Богоматерь провела в Иерусалиме, где часто общалась с апостолом Лукой, который многое записывал в свое Евангелие с ее слов.


За 3 дня до кончины к Марии явился архангел Гавриил, предупредил ее об этом и вручил пальмовую ветвь. Согласно церковным легендам, к часу успения Богородицы у ее одра собрались все апостолы, кроме Фомы. Неожиданно свет заполнил комнату, где лежала Мария, и апостолы увидели Иисуса Христа, явившегося за пречистой душой Богоматери. Тело же Марии захоронили в Гефсиманской пещере, там уже покоились ее родители и Иосиф.
Успение трактуется церковью не как смерть, а лишь как временное отделение души от тела.


Прибывший в Иерусалим через 3 дня после успения Богородицы Фома, попросил вскрыть гробницу, чтобы попрощаться с усопшей. Когда это сделали, обнаружили в пещере лишь благоухающие пелены, а тела Марии в гробнице уже не было. В тот же миг апостолам явилась сама Богоматерь и рассказала о своем Вознесении.

Из истории праздника Успение Богородицы



В раннем христианстве, когда еще не существовало законченной биографии Девы Марии, Успение Богородицы не праздновалось. Предполагают, что этот праздник возник примерно в 5-6 веке, уже после того как закончились богословские споры о «божественной сущности» Божьей Матери. Последний период ее земной жизни описан в сочинении «Сказание об Успении Пресвятой Богородицы». Оно является единственным источником, на который опирается церковь.

На Руси праздник Успение Богородицы слился с отмечаемым ранее празднеством хлеборобов в честь окончания жатвы. Широкое почитание Богоматери, как покровительницы земледельцев, обеспечило Успению Богородицы популярность среди верующих.
Ужин в крестьянских семьях в этот день был особым, успенским. Обычно он состоял из кислого молока с толокном.


В этот день обычно после молебна в церкви совершали крестный ход на сжатые поля. Делалось это в благодарность за снятый урожай и в надежде на будущий. В день Успения устраивали мирской пир, для которого пекли пироги из новой муки и варили «братское» пиво. Успение считалось последним летним днем, поэтому впервые вечером в избах зажигали лучины или свечи – и ужинали при свете.