Совет 1: Что такое социальная роль

С момента рождения и до последних лет жизни человек выполняет определенные социальные роли, которые могут быть выбраны как осознанно, так и нет. Необходимо разобраться, что же представляет из себя социальная роль, и какие характеристики ей присущи.

Определение социальной роли

Взрослый человек может быть начальником на работе, покупателем в магазине, отцом/матерью семейства, налогоплательщиком и многое-многое другое. Все это - социальные роли. Говоря другими словами, социальная роль - это своеобразный образ поведения человека, который определяется его текущей позицией в обществе, его привычками, нравами, обычаями, текущим местоположением и т.д. Отсюда следует вывод, что человеку может быть присуще множество социальных ролей, которые можно и потерять, и приобрести при соблюдении определенных условий.

Свойства социальных ролей

В первую очередь, им присуще определенное социальное поведение. Например, покупатель в продуктовом магазине не будет есть еду с прилавков, а дворник не станет раскладывать газеты в почтовые ящики жителей.

Во-вторых, социальные роли формируются под давлением окружения индивида. Например, шахматист, добившийся успеха в этой нелегкой игре, будет стремиться играть с не менее, а то и более опытными игрокам, чтобы соответствовать своему новому уровню. Также социальные роли могут меняться в процессе жизнедеятельности человека. Он обзаводится семьей, воспитывает детей, становится автолюбителем и т.д.

В-третьих, любой социальной роли присущи 5 характеристик, которые были выдвинуты социологом Т. Парсоном. Это уровень эмоциональности, способ получения роли, масштаб проявления, уровень формализации и степень мотивации при выполнении данной социальной роли. Серьезный предприниматель вряд ли будет ездить на изделии отечественного автопрома, а среднестатистический российский пенсионер не сможет себе позволить раз в полгода отдыхать за рубежом.

Стоит отметить, что многим подобным ролям присущи многочисленные конфликты. Живым примером может стать конфликт между правоохранительными органами и преступными элементами, в интерес которых явно не входит общественный правопорядок.

Они могут быть как предписанными, так и приобретенными. С развитием человечества количество предписанных ролей неуклонно снижается, в то время как приобретенных становится все больше и больше. Живым примером является сословное деление, имевшее широкое хождение в царской России и средневековой Европе.

Совет 2: Что такое социальная модель поведения

Моделями (patterns) социального поведения принято именовать ценностно-нормативные комплексы, являющиеся образцами действий, мировоззрения, поступков и установок людей.
Модели поведения объективно задаются социальной позицией личности в комплексе общественных и личных отношений, т.е. отражают ожидаемое поведение человека, имеющего определенный статус. Таким образом, социальная модель поведения является механизмом социализации и подразделяется на:- статус;- роль;- ролевое поведение.Под социальным статусом понимается положение человека в системе межличностных ощущений, определяющее его права и обязанности, устанавливаемые обществом.Социальными ролями принято именовать нормы поведения, обусловленные статусом, а ролевым поведением - индивидуальное использование личностью конкретной роли.Основными факторами, позволяющими описать модели социального поведения являются:масштаб - пространственное и временное разграничение событий или отсутствие такового;формализация - наличие или отсутствие строгих правил установленных событий;эмоциональность - привлечение или отстранение от эмоциональной составляющей события;мотивация - ориентированность на личные или общественные интересы;способ получения роли - получение или достижение некоторой роли.Масштаб модели определяется диапазоном межличностных отношений. Так, отношения продавца и покупателя ограничены конкретным поводом (покупкой) и их масштаб невелик, а социальные модели поведения супругов определяются и формальными нормативными актами, и многообразными межличностными связями, увеличивая их масштаб.Формализация социальных моделей поведения обусловлена спецификой выбранной роли: отношения нарушителя границы и пограничника могут быть только формальными, отношения в семье подразумевают близкую связь, а отношения адвоката с клиентом сочетают формальное и неформальное отношение.Мотивация определяется потребностями и мотивами личности, а модель поведения оказывается зависящей от этих мотивов.Способ получения роли связан с категорией неизбежности данной модели поведения: роль женщины, пожилого человека или юноши может вызывать проблемы соответствия, но не получения, в то время как роль студента или профессора может быть получена только в результате некоторых осознанных действий.Человек обладает несколькими социальными моделями поведения - отца, сына, члена профсоюза, водителя транспортного средства, начальника отдела, - используемыми по мере необходимости.
Видео по теме
Источники:
  • Социальные роли и ролевое поведение личности
  • модели поведения человека
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500