«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» - тоска по оставленной Родине


Это стихотворение, написанное в 1924 году, входит в романтический цикл «Персидские мотивы». На самом деле Есенин никогда не был в Персии, а пищу его воображению дала поездка на Кавказ. Шаганэ, которой поэт посвящает проникновенные строки - это его хорошая знакомая, учительница из Баку. Вдохновленный Есенин написал стихи уже на третий день после знакомства с девушкой, чем очень ее удивил. Хотя стихотворение можно отнести к любовной лирике, лейтмотивом здесь являются воспоминания о Родине и щемящая душу ностальгия. Лирический герой выражает нежную симпатию героине, но свои чувства он выражает ей через рассказы о родном крае.
Шаганэ появилась в нескольких произведениях «Персидских мотивов».


«Задымился вечер, дремлет кот на брусе...» - картины сельской России


Это небольшое стихотворение, состоящее из 5 двустиший, яркими и точными мазками рисует картину русской деревни. Все образы, описанные поэтом, изображены правдиво и выпукло. Есенин отображает характерные черты родного деревенского быта - скромный пейзаж, связанные колосья пшеницы, резные наличники деревянных домов. Вечер здесь тих и спокоен, а люди ложатся спать с заходом солнца. Неотъемлемой частью сельской жизни являются молитвы и святыни. В этом стихотворении Есенин идеализирует деревенский быт и со светлым чувством вспоминает о жизни в родном селе.

«Ленин» - принятие революции


В этом стихотворении Есенин отдает дань уважения Ленину, называя его народным вождем и избавителем от имперского гнета. Как и во многих стихотворениях советских поэтов, здесь образ Ленина идеализирован. Описывается его «мощное слово», «простой и милый» облик. Ленин воспринимается Есениным как избавитель крестьянства от ига помещиков, реформатор и освободитель. Однако смерть вождя принесла народу смуту, начались военные действия. Поэт осуждает тех, кто разжег ненависть и начал революционную борьбу.
Стихотворение «Ленин» входит в состав поэмы «Гуляй‑поле».


«Русь советская» - отражение эпохи


Есенин принял революцию, увидев в ней потенциал для развития села. Однако годы шли, и поэт стал замечать, что мечты революционеров не нашли отражения в действительности. В философском стихотворении «Русь советская» Есенин рассуждает о произошедших переменах и приходит к выводу, что его поэзия больше не нужна. С горьким чувством он замечает, что старинная, веками сложенная культура села теперь разрушена. молодежь поет новые песни и живет новыми ценностями. Но, несмотря ни на что, поэт отказывается подчиниться новой идеологии и продолжает воспевать старую крестьянскую Русь.