Происхождение сказки


Старинная русская сказка «Морозко» относится к категории зимних сказок, считается, что она является интерпретацией «Госпожи метелицы». Однако есть несколько фактов, которые могут указывать на ее более древние корни. Например, персонаж Морозко или Дед Мороз – исконно славянский образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. И то, что основным добродетельным героем выступает языческий славянский персонаж, говорит о том, что сказка могла быть создана до прихода христианства. Кроме того, в ней ни разу не упоминается о церкви, рождестве, праздниках и обо всем, что часто присутствует в сказках более позднего периода.

Трудолюбие


Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В сказке об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.
В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.


«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.
В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.


Послушание


Безропотность и слепое послушание высоко ценилось в женщинах патриархального общества. Даже когда мачеха послала падчерицу на верную смерть – собирать хворост ночью в лес да еще в метель при лютом морозе, – девушка послушно подчиняется. Между строк в сказке читается, что она обязана была так поступить, т.к. полное и беспрекословное подчинение родителям стоит в основе славянской культуры. На свое счастье, в лесу падчерица повстречала Морозко.

Кротость


Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и послушания в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым.

Поистине королевский подарок вызывает у мачехи и ее дочки приступ злобы и зависти. Падчерица готова поделиться с сестрой, однако дочь мачехи хочет больше того, что привезла падчерица. В одной версии сказки она сама отправляется к Морозко требовать приданое, в другой ее посылает мачеха. Итог – девушка либо возвращается с пустыми руками, либо Морозко замораживает ее насмерть. Это расплата за все зло, причиненное падчерице, за лень, жестокость, непокорность и зависть.