Инструкция
1
Соотношение этих «течений» в русле эстетики менялось, но их неразрывная взаимосвязь не позволила науке распасться на несколько отдельных сфер. Первая часть понятия эстетики как науки подразумевает изучение эстетического в системе ценностей человека и в мире в целом. Вторая часть рассматривает художественную деятельность человека или искусство – его зарождение, развитие, отличие от других видов деятельности людей.
2
Эстетика не только изучает прекрасное, но и вырабатывает определенные нормы в этой сфере. К ним относятся критерии эстетической оценки и возможные правила или алгоритмы художественного творчества.
3
Развитие эстетики происходило на двух уровнях: эксплицитном и имплицитном – первый появился после того как эстетика стала самостоятельной наукой. Имплицитно она развивалась в рамках других наук и видов творчества.
4
Зарождение понятий прекрасного и попытки осознать эстетическое как часть мироздания произошло еще в античности. Эстетическая рефлексия была запечатлена в том числе и в мифах. Древнегреческие философы (Платон, Аристотель, Плотин) пытались проанализировать место прекрасного в природе и в жизни человека. С появлением христианства акцент сместился на символы и знаки, отражающие присутствие Бога в земной жизни. Красота, в соответствии с эстетикой того времени, была призвана поднять человека над земным и хоть немного приблизить к Богу.
5
В период классицизма людей интересовала эстетическая сущность искусства. Совершались попытки выработки норм и правил, на которые мог бы ориентироваться любой художник (в широком смысле слова).
6
Сам термин «эстетика» появился в 1735 году. С этого момента начинается ее эксплицитное развитие. А. Баумгартен вывел этот термин, включил эстетику в систему наук, определил ее предмет и выделил три раздела: красота в вещах и в мышлении, законы искусства, эестетические знаки (семиотика).
7
Пожалуй, наиболее значимый вклад в развитие эстетики внесли И. Кант и Г.В.Ф. Гегель. Кант рассматривал эстетику как завершающую часть всей философской системы. Он связал эту сферу с восприятием человека, то есть сфокусировал внимание на субъектно-объектных отношениях. Идеи Канта разрабатывал Ф. Шиллер. Он утверждал, что понятие эстетического сводится к игре: в игре человек творит высшую реальность, воплощает в искусстве личные и общественные идеалы. В результате личность приобретает свободу, которой она была лишена со времен первобытности из-за давления цивилизации.
8
Гегель также понимал искусство как одну из форм самораскрытия абсолютного духа в процессе художественного творчества. Главная цель искусства, по Гегелю, - в выражении истины. В сущности, Гегель был последним представителем классической философской эстетики. После этого она стала традиционной учебной дисциплиной, и ученые лишь разрабатывали уже известные аспекты эстетики и предлагали различные интерпретации. В XX веке наиболее интенсивным вновь стал имплицитный путь развития эстетики в рамках других наук – теории искусства, психологии, социологии, семиотики, лингвистики.
9
Эстетика постмодернизма предлагает новый взгляд на вопросы прекрасного и ужасного. Все ориентиры и нормы снимаются, искусство признается формой игры, а разнообразие произведений искусства – калейдоскопом смыслов. Теперь нет красивого и безобразного – от всего можно получить эстетическое наслаждение, все зависит лишь от установки человека, воспринимающего действительность. Такой подход к эстетике открывает пути для развития этой философской науки.