Совет 1: Лучшие книги о Великой Отечественной Войне

Произведения о Великой Отечественной войне - это целый жанр, объединяющий множество непохожих друг на друга книг. Лучшие военные произведения включены в школьную программу и углубленно изучаются в вузах.

«А зори здесь тихие» - подвиг советских зенитчиц

Пронзительно трагичная повесть Бориса Васильева посвящена военному подвигу необычного взвода, состоящего из пяти молодых девушек. Юные зенитчицы только закончили учебу, и война заставила их поступить на фронт. Их командиром становится бывший разведчик, участник Финской войны, суровый, но справедливый. В ходе выполнения задания девушки замечают неподалеку вражескую группу и принимают решение остановить диверсантов. Однако силы оказываются неравными. Повесть была напечатана в 1969 году, а уже через три года она была экранизирована. Фильм стал одной из самых любимых в народе картин.
В 2008 году по повести был снят телесериал.

«Василий Теркин» - жизнеутверждающая поэма

В то время, как многие произведения о войне наполнены трагизмом, поэма Александра Твардовского написана в легком, оптимистическом ключе. Ее главный герой - простой солдат Василий Теркин, весельчак и шутник. Он с надеждой смотрит в будущее и никогда не унывает. Но во время атаки Теркин превращается в настоящего бойца, не знающего пощады. Первые главы поэмы стали появляться в газетах еще во время войны, в 1942 году. Они получили огромную популярность. Многие солдаты признавались, что отрывки из «Василия Теркина» помогали им не сдаваться и внушали веру в победу. В отличие от многих произведений того времени, Твардовский не вставил в поэму долгих положительных рассуждений на тему партии и Сталина. Из-за этого произведение получило массу критики со стороны партийной номенклатуры.
В 1963 году Твардовский опубликовал еще одно произведение о полюбившемся герое - «Теркин на том свете».

«У войны не женское лицо» - взгляд со стороны женщины

Произведение Светланы Алексиевич - это и мемуары, и документалистика, и художественное эссе. Эта книга была написана уже через много лет после Великой Отечественной войны и содержит множество историй со стороны очевидиц. В войне участвовали и женщины, и мужчины - перед ее лицом все были равны. Но в силу физических и психологических особенностей женщины острее чувствовали трагизм происходящего. В книге собраны истории и размышления о тех, у кого война отняла всю женскую сущность - о женщинах-военных, о медсестрах на поле боя, о женах солдат, оставшихся с маленькими детьми. Здесь нет подчеркнутого восхваления советских героев и принижения немцев. Все описано правдиво, без приукрас. Трагичная история женщин, выживших в период войны, стала первой книгой из цикла Алексиевич «Голоса утопии».

Совет 2: Как составить перечень памятников Отечественной войны в регионе

Мемориальные памятники Отечественной войны 1941-1945 г.г. разбросаны по всей территории нашей страны. Они установлены и в тех районах, где боевые действия не шли, но жители которых принимали участие в боях и погибли в них. Несмотря на то, что прошло уже более 75 лет, только некоторые памятники учтены в официальных реестрах. Поэтому вы можете самостоятельно составить перечень мемориалов Отечественной войны в регионе, где вы проживаете.
Инструкция
1
Мемориалы и памятники, посвященные участникам и событиям Отечественной войны, в массовом порядке возводились с середины 60-х годов прошлого столетия, они были приурочены к 20-летию победы. Существуют государственные организации, в которых ведется реестр таких мемориалов. К ним относятся Комитеты по сохранению памятников истории и культуры, которые действуют при органах власти, в администрации вашего района, а также райвоенкоматы.
2
Напишите запрос на имя руководителя Комитета или районного военкома с просьбой предоставить имеющиеся сведения о таких памятниках. Хорошо, если имеется возможность получить такой перечень в электронном виде. Подобные сведения не относятся к тем, что составляют государственную тайну, поэтому ответ вам должен быть предоставлен в течение месяца.
3
Узнайте, какие общественные организации в вашем районе собирают сведения о мемориальных захоронениях, обратитесь с таким запросом и туда. Предложите им сотрудничество в составлении каталога памятников Отечественной войны, они с удовольствием примут участие в вашей работе и предоставят все имеющиеся сведения.
4
В том случае, когда боевые действия велись на территории вашего района, вполне возможно, что до сих пор существуют братские и одиночные могилы, которые не учтены ни в одном реестре. Проведите поисковые работы самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете или специальной литературе сведения о тех боях, которые проходили в вашем районе. Отметьте те населенные пункты, вблизи с которыми были бои.
5
Эти сведения можно найти на сайте Министерства обороны ОБД «Мемориал», на котором есть сведения «О безвозвратных потерях», т.е. о пропавших без вести и погибших. Сделайте выборку, активируйте область поиска «Поиск захоронений», указав местом гибели ваш район. По запросу вам будет предоставлен список с наименованиями населенных пунктов, которые являются местом массовой гибели бойцов Красной Армии. Съездите по этим местам, расспросите местных жителей, соберите сведения о захоронениях.
6
Систематизируйте полученную информацию, составьте базу данных, с которой будет удобно работать. Занесите в нее все те сведения, которые удалось собрать. Сделайте карту своего района и нанесите на нее места, где расположены памятники, обелиски, скульптурные группы и братские могилы бойцов Великой Отечественной войны.
Источники:
  • ОБД «Мемориал»
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500