Совет 1: Где находится Кемска волость

В киношедевре советского синематографа "Иван Васильевич меняет профессию" посол Швеции хотел получить Кемску волость, а любознательность зрителя не смогла пройти мимо этого факта. Многим интересно знать, где находилась эта самая волость и существовала ли вообще. Кемска волость существовала и существует по нынешний момент, находясь в составе России, но уже под другим названием.
Посол Швеции в фильме Гайдая, как и полагает иностранцу, немного исковеркал название области, которую так хотели видеть в своих владениях шведы. А правильное название в то время звучало не как Кемска волость, а как Кемская – правильная форма прилагательного от имени города Кемь, а не Кемск. Таким образом, Кемска (Кемская волость) являлась сельской территорией княжества, находящейся под управлением города Кемь. Само название города Кемь исконно карельское и переводится на русский язык как «Большая река», что и находит свое отражение в протекающей рядом полноводной реке Кемь.

Почему шведы хотели получить Кемску волость

В эпоху, пришедшуюся на правление Ивана Грозного, границы России и Шведского королевства проходили как раз по линии, где и находилась Кемска волость.
Кемска волость всегда привлекала соседние державы. На берегу Белого моря в районе города Кемь можно даже увидеть свидетельства пребывания викингов на этих землях.
Финляндии тогда как отдельного государства не существовала и Швеция имела прямые и протяженные границы с Россией примерно по той линии, где находится современная российско-финская граница. Поэтому, Кемска волость представляла собой важный стратегический район с мощным экономическим потенциалом. В лесах волости было много пушного зверя и корабельной древесины. Например, очень ценилась среди кораблестроителей карельская сосна, являющаяся самой твердой древесной породой среди хвойных деревьев. Из этой сосны получались и отличные теплые дома, что тоже шведам могло пригодиться. Что же касается положения Кемской волости, то овладев ею, можно было полностью получить в свое распоряжение весь Кольский полуостров и продолжить военную и экономическую экспансию далее на Архангельск и Урал. А, как известно, из порта Архангельска корабли тогда отправлялись даже в Англию с, опять же, ценным сырьем для корабельной промышленности.

Где находится современный город Кемь

Город Кемь на сегодняшний день является центром Кемского района республики Карелия и находится в ее северной части недалеко от административной границы с Мурманской область.
Современный город Кемь - это центр лесозаготовки и энергетики с мощным экономическим потенциалом, а на реке Кемь есть несколько крупных ГЭС. Выходит, шведы знали, что хотели.
Добраться до этого города можно из Петрозаводска примерно за семь часов на авто, а путь до Мурманска займет около восьми часов. В Кеми есть железнодорожный вокзал, откуда поезда следуют с московского и петербургского направления в сторону Мурманска. Напротив города Кемь а акватории Белого моря находятся Соловецкие острова, на которых построен красивейший Соловецкий монастырь – популярное туристическое направление для туристов со всего мира. На Соловки из города Кемь регулярно ходят катера и небольшие суда, но также можно купить билет на теплоход «Василий Косяков».

Совет 2: Как добраться до Соловков

Соловки (Соловецкие острова) расположены на территории историко-культурной области под названием Русский Север. Для всей этой местности характерен небывалый колорит и оригинальная архитектура.
Соловецкие острова расположены в акватории Белого моря недалеко от входа в Онежскую губу. Административно Соловки относятся к территории Архангельской области, но намного проще будет добраться до этого места из Карелии. Площадь Соловецкого архипелага составляет около 347 квадратных километров, а общее количество входящих в него островов превышает сотню.

Как добраться до Соловков из Карелии

Из городов Центральной России до Соловецких островов можно доехать через город Кемь. В этом небольшом старинном городе, который был центром легендарной Кемской волости, есть железнодорожный вокзал, на который прибывают поезда из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Словом, до Кеми можно доехать на любом поезде, который следует в Мурманск. Кемь и Соловки связывает водный транспорт. К достопримечательностям архипелага отправляются частные катера, а также суда местного пароходства. Но стоит учесть, что теплоходы отправляются на Соловецкие острова не из самого города Кемь, а из поселка Рабочеостровск, где и можно купить билет на теплоход «Василий Косяков» по цене около 800 рублей за поездку в один конец. Катера на Соловки ходят и из города Беломорск, что также в Карелии. В этом случае билет будет дороже на 100-200 рублей, так как расстояние до Соловков отсюда больше, нежели от Рабочеостровска.
В период летней навигации до Соловецких островов можно добраться даже из Москвы. В этом случае судно движется по Беломорканалу и на своем пути минует массу пейзажных мест. Остановка на Соловках длится сутки.

Воздушное сообщение с Соловецкими островами

На территории Большого Соловецкого острова есть аэропорт, способный принимать небольшие самолеты. Авиасообщение с Соловками осуществляется из Архангельска. Из аэропорта «Васьково» на Соловецкие острова можно улететь на небольшом чешском самолете L-410, а из другого архангельского гражданского аэропорта «Талаги» раз в неделю на Соловки можно вылететь на Ан-2. Стоит отметить, что при желании из Архангельска на Соловецкие острова можно отправиться и на теплоходе.
Планируя самостоятельный визит на Соловецкие острова, стоит заблаговременно узнать об предстоящей погоде. Штормы здесь могут длиться по нескольку дней и во время волнений на море сообщение с материком прекращается.
Стоимость билетов на круизный лайнер по маршруту Архангельск-Соловки составит порядка 8000-12000 рублей за каюту класса люкс. Но можно купить билет на каюты без спальных мест. Его цена для поездки в один конец составит примерно 1500 рублей.

Совет 3: Что такое волость

Волость в России в разные времена означала и земельную общину, и самостоятельную административно-территориальную единицу. Упразднение волостей произошло в начале 20 века после появления новых территориальных единиц - районов.
Слова «волость» и «власть» в древнерусских летописях встречались одинаково часто и имели одно и то же значение.

Что такое волость в Древней Руси

Волостью в Древней Руси называлась территория, которая находилась в подчинении одной власти, чаще всего княжеской. Впрочем, волости могли находиться не только на княжеских, но и на монастырских, боярских, дворцовых землях. Обычно князь отдавал управление волостью одному человеку – «волостелю», в пользу которого с жителей волости взимались пошлины и поборы. Такая система называлась «кормлением» и была упразднена в 17 веке с появлением городовых воевод.

Впоследствии волостью стали называть не земельную общину, а административный округ, границы которого могли совпадать с прежними границами волостей. Такое совпадение было обусловлено несколькими причинами: устоявшимися отношениями между жителями волостей и естественными условиями, в том числе географической связанностью поселений между собой. Поселки часто располагались на берегах рек и озер и объединялись вокруг одного церковного прихода или земельной общины. Волость в Древней Руси была наиболее характерным видом крестьянской общности. Каждая волость имела свое название, а живущие на ее территории люди отличались характерным выговором и были соединены тесными родственными связями.

Волость в России 18-20 вв.

Полноценной административно-территориальной единицей волость вновь стала в конце 18 века после учреждения волостных правлений. В дальнейшем происходили следующие изменения: в 1861 году волость превратилась в единицу сословного крестьянского управления и стала подчиняться уездному по крестьянским делам присутствия. С 1889 года управление волостью перешло к земским начальникам.

После революции 1917 года волость – это единица всесословного самоуправления. Впоследствии произошло дробление территории волостей в связи с передачей крестьянам земли, принадлежавшей ранее государству, помещикам и монастырям. В 1923 году в Советской республике началась реформа, результатом которой стало укрупнение волостей и полное исчезновение различий между волостью и уездом. Окончательное устранение волостей с административных карт произошло в 1928-30 гг., когда в обиход вошло новое административно-территориальное деление – районное. Такое деление основывалось на экономическом притяжении населения района к единому центру.

Совет 4: Где сейчас находится "Кемска волость"

Многие любители кино помнят, как в легендарном советском кинофильме шведский посол требовал у царя отдать Кемскую волость, и практически получил ее. Но вот где расположено это диковинное место, мало кому известно.

Историческая справка

Небольшой городок Кемь запрятался в Карелии, и сегодня широко известен только туристам, которые держат свой путь в Соловецкий монастырь. Именно отсюда начинался для тысяч политических заключенных финальный этап пути на Соловецкие острова в лагеря особого назначения для противников политической системы и религиозных деятелей. Для очень многих узников это была дорога в одну сторону.

Первые поселения на территории нынешней Кеми появились еще в VIII веке. Местные племена занимались мелкими ремеслами, охотой и рыбной ловлей. Чуть позже здесь появились новгородцы, которые начали активно осваивать северные территории, ведя торговлю с местным населением. Но настоящий рывок в развитии Кеми произошел после постройки здесь в 1429 году Соловецкого монастыря. Позже в 1450 году Марфа Посадница отдает прилегающие земли (волость) и сам город Кемь во владение монастырю. После этого Кемь становится главной транспортной магистралью, которая соединяет большую землю с Соловецким монастырем, что привлекает в эти края множество новых жителей и переводит Кемь из поселения в статус небольшого городка.

Легендарная Кемская волость была лакомым кусочком для многих воинственных соседей. За свою историю она неоднократно подвергалась набегам финских и шведских племен, пока не был построен первый острог на Лепострове, который в дальнейшем укрепился мощными стенами и пушками. На долгие годы Кемская крепость стала неприступным фортом для шведских викингов, несмотря на свои более чем скромные размеры.

После разгрома шведского войска под Полтавой Кемь осталась обычным уездным городком, и только в 1785 году ему был присвоен официальный статус города. Примечательно то, что этот исторический указ лично прочитал жителям города известный русский поэт Державин, будучи в ту пору в чине Олонецкого губернатора.

Кемь сегодня

Сегодняшняя Кемь сохранила все исторические памятники, которые могут пролить свет на прошлое этого края. Главной достопримечательностью города считается Успенский собор, строительство которого началось в 1711 году и было посвящено победе русских войск в Полтавской битве. Высота центральной части собора достигает 36 метров, а архитектура выдержана в традиционном для северных широт стиле. Самым интересным фактом является то, что он выстроен без гвоздей. В Успенском соборе находится удивительный иконостас, при попадании света на который создается впечатление, что свечение происходит от самих ликов святых.

Здесь в начале двадцатого века был построен каменный Благовещенский храм, который сегодня пришел к весьма обветшавшему состоянию, хотя до сих пор его посещают любители старины.

Есть в городе небольшой музей «Поморье», экспозиция которого посвящена Кемской волости и рассказывает о культуре и истории края.

Любителям уединения понравится прогулка на Лепостров, который находится на одноименной реке. Здесь в довольно тихой обстановке можно осмотреть старые деревянные дома, стоящие на узких улочках.

Совет 5: В какой стране находится Грозный

Город Грозный был основан в 1818 году и в настоящее время занимает территорию в 324,16 квадратных километров. По состоянию на 1 января 2014 в нем проживали 280,263 тысяч человек при плотности заселения в 855,8 человек на один «квадрат». Так где же находится город Грозный?

Географическое положение

Страна, на территории которой находится Грозный – Российская Федерация, а если быть еще точнее – северокавказская Республика Чечня, входящая в состав РФ. Город, который ранее назывался станицей Грозной, раскинулся на берегах реки Сунжи, протекающей по южным территориям России и являющейся притоком более полноводного Терека.

Располагается город в умеренно-континентальной зоне с довольно мягкой и теплой зимой, а также затяжным и жарким летом. Но, например, в отличие от горных поселений Краснодарского края, Грозный не защищен от продувающих ветров, именно поэтому зимняя температура на его территории может опускаться до минус 20оС. Летнюю же жару часто усиливает затянувшееся отсутствие осадков, также характерное для данной местности.

Находящийся близ Кавказских гор город-столица Чечни также территориально разделяется на четыре района – Заводской, Ленинский, Октябрьский и Старопромысловский. Причем каждый из них в свою очередь еще делится на пять дополнительных территориально-административных округов (или коротко ТАО). Таких ТАО в Грозном 20.

Немного о современной чеченской столице

В Грозном сосредоточена пятая часть всего населения республики – около 21%. Поэтому не удивительно, что этот город также является сосредоточением культурной жизнь всего региона. Так в Грозном располагаются крупнейшие вузы Чечни – Чеченский государственный университет, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. Академика М.Д. Миллионщикова и Чеченский государственный педагогический институт. А также Грозненский русский драматический театр им. М.Ю, Лермонтова, Чеченский государственный драматический театр им. Нурадилова, в Грозном базируется Государственный симфонический оркестр Чеченской Республики, Чеченская государственная филармония, Национальная библиотека Чеченской Республики и Национальный музей Чечни.

Памятны для жителей города, а также интересны для туристов, приехавших в город, следующие достопримечательности Грозного – Мемориал героев Великой Отечественной войны, впечатляющий памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, интересный Памятник журналистам, которые погибли за свободу слова, Монумент грозненским женщинам, Памятник матерям, Скульптура грозненским пожарным и многие другие. Жители Грозного гордятся своим городом, который за несколько минувших десятилетий был восстановлен буквально из руин.
Видео по теме
Источники:
  • Достопримечательности города Кемь
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500