Не зря научно-популярные фильмы называют иначе – не игровое кино. Ведь даже если в них присутствует актер, то его задача - увлекательно рассказать об явлении или событии с научной точки зрения, заинтересовано донести до зрителя текст, написанный сценаристом.

Лучшие научно-популярные фильмы создаются лучшими авторами: режиссерами, сценаристами и операторами. Теми, кто умеет создать простую киноисторию из сложной научной темы, сопроводить ее интересным визуальным рядом. Теми, кто ответственен перед своим зрителем и не выдает псевдонаучные факты за истину, заведомо вводя зрителя в заблуждение. А такие фильмы тоже есть, и они привлекательны и красивы, как, например, нашумевший несколько лет назад фильм «Тайны воды», но не имеющий отношения, к сожалению, ни к науке, ни к документалистике.
«Общая для всего документального кино задача - рассказать нам о мире, в котором мы живем». Хью Бэдли


Профессионалы, энтузиасты, чокнутые.



Гуру научно-популярного кинематографа конца двадцатого и начала двадцать первого века безусловно являлся Лев Николаев. Сейчас, начатое им, продолжают его соратники и ученики. Самим Львом Николаевым создано более 120 фильмов, и под его руководством вышло свыше 350 программ, среди которых: «Черные дыры. Белые пятна», «Искатели», «Вокзал мечты», «Пятое измерение», «Цвет времени», «Жизнь замечательных идей». А также документальные фильмы-циклы: «Гении и злодеи уходящей эпохи», «Братство бомбы», «Код жизни», «Тринадцать плюс», «Империя Королева», «Секретные физики».

Одним из сценаристов большинства этих программ и фильмов была выдающийся кинематографист Марина Собе-Панек. Именно ее въедливость, желание проникнуть в самую суть, докопаться до истины, понять как устроено то или иное явление, пропущенные через себя горы специализированных научных работ и статей, стремление проследить логическую цепочку взаимосвязи того или иного исторического события, перенесенное впоследствии на экран, и есть тот базис, на котором созданы многие лучшие российские научно-популярные фильмы.

Татьяна Малова, Сергей Виноградов, Светлана Быченко, Артур Химченко, Каллин Болотский, Павел Брагин, Дмитрий Завильгельский, Дарья Хренова, Елена Новикова – это лишь небольшая часть режиссеров-подвижников, чьи работы двух последних лет вызвали наибольший интерес мирового профессионального сообщества и чьи фильмы победили в зрительских рейтингах.

Это невозможно, но именно этим занимается научно-популярное кино и его создатели.


«Чем бы ни занимались ученые, в результате получается оружие». Лев Николаев.

Разнообразие тем, затронутых в работах авторов, вошедших в шорт-лист конкурса фестиваля «Лавровая ветвь», поистине впечатляет.
«ХХ съезд – русский Нюрнберг» - фильм, рассказывающий об одном дне в Москве – 25 февраля – последнем дне сталинской эпохи.

«Волшебная гора Винченцо Бьянки» - об удивительном музее в Италии: музее, посвященном Юрию Гагарину, созданного удивительным художником, стремящимся объединить, как когда-то Леонардо Да Винчи, искусство и космос.

«Когда-то мы были звездами» - даже апологеты большого цикла фильмов о космосе, созданных BBC - «Космос с Сэмом Ниллом», - найдут в этом фильме много нового, откроют для себя мир астрономов и профессионалов и любителей.

«Первый физик России» - о выдающемся физике, имя которого совсем не известно вне научных кругов, но плодами исследований которого пользуется все человечество.

«Повесть о белых журавлях», «Шикотанские вороны» - рассказывают о редких пернатых, а «Планета Байкал» и «Сказание о народе Кето» - об мирах и тайнах, которые существуют с нами здесь и сейчас, но словно параллельно, поскольку существуют вне зоны интереса современного человека, обеспокоенного отнюдь не загадками мироздания.

Среди зарубежных научно-популярных фильмах последних лет нельзя не упомянуть такие фильмы как: «Дом. История путешествия» (Франция, 2009 г., режиссер Ян Артус Бертранд), «Земляне» (США, 2013 г., режиссер Шон Монсон), «Путешествие на край вселенной» (Великобритания, США, 2008 г., режиссер Явар Аббас), «Океаны» (Франция, Швейцария, Испания. 2009 г., режиссеры Жак Клюзо, Жак Перрен), «Микрокосмос» (Франция, Швейцария, Италия. 1996 г., режиссеры Мари Перену, Клод Нуридзани), «Птицы» (Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария. 2001 г., режиссеры: Жак Перрен, Жак Клюзо, Мишель Деба)