Совет 1: Как плести из бересты

Самый верхний слой коры березы - береста. Изнутри она красивого золотисто-желтого цвета. Как материал для поделок она мягкая и податливая. Поэтому используется достаточно часто. Шкатулки, подстаканники, солонки и многое другое из бересты - все это сегодня приобретает все большую популярность. Тем более, что поделки из бересты легко можно изготовить самостоятельно.

Вам понадобится
  • -береста
Инструкция
1
Заготовьте бересту. Для этого нарежьте ленты коры шириной примерно 3,5 см. Длина их может быть разной и колебаться от 0,5 до 0,8 м. Не забудьте отделить слои (внутренний и внешний) друг от друга. Делается это так: оберните конец лыка (ленту) вокруг большого пальца. От этого наружный и внутренний слои коры отделяются друг от друга. Также кору можно заготавливать и из цельных кусков коры дерева.
2
Теперь вы можете начинать плести. Один из вариантов поделок из бересты - это оригинальная обложка для книги. Для начала изготовьте шаблон из картона или фанеры. Затем займитесь подготовкой бересты. Уложите нарезанные на равные куски ленты лицевой стороной вверх. Затем переплетите их друг с другом так, чтобы получилось цельное полотно. Удобнее всего плести в шахматном порядке - так и выглядеть будет аккуратнее, и плотность изделия повысится. На готовое берестяное полотно положите шаблон и оплетите его с обеих сторон. Закрепите вторым слоем сплетенных лент. Сделайте дополнительно закладку в виде косички и прикрепите ее к верхнему краю обложки.
3
Хотите облагородить столовую посуду? Сделать обычные стаканы необычными? Сплетите подстаканники. Они обычно имеют округлую форму. Поэтому для их плетения используют только очень узкие и тонкие ленты бересты. Связано это с тем, что так оплетка получается более плотной. Чтобы во время изготовления подстаканников стакан не разбился, используйте в качестве модели специально заготовленную колодку. Она должна по форме напоминать стакан. Перед началом работы слегка нагрейте ленты из бересты в горячей воде. Это сделает их более гибкими и податливыми. Дальше разложите на рабочей поверхности ленты (их количество должно быть четным) и начинайте плести. Делать это нужно в шахматном порядке. Аккуратно закрепляйте получившееся полотно вокруг колодки так, чтобы оно плотно зафиксировалось и сохранило форму. Если хотите сделать подстаканник более оригинальным, сделайте ему не прямые, а зубчатые края.
4
Можно плести, располагая ленты под острым углом друг к другу. В результате у вас получится угловое полотно. Можно сделать его пестрым. Для этого чередовать изнаночную и лицевую сторону лент (лицевая - темная, изнаночная - светлая). Если вы хотите сделать вещь объемную, например, коробочку для хранения драгоценностей, то для этого нужно сначала сделать каркас. Из лент сделайте осевые линии, по которым после и будете оплетать изделие.

Совет 2: Что такое береста и как ее использовать

Береста – один из интереснейших природных материалов, доступных любителю рукоделия. Будучи правильно заготовленной и обработанной, она отличается не только красотой, но и гибкостью, прочностью, водонепроницаемостью и низкой теплопроводностью. Этот материал шел на изготовление обуви, предметов быта, применялся в строительстве. Из бересты можно изготовить емкости для продуктов, содержимое которых будет долго оставаться свежим.

Берестой называют внешнюю часть коры березы, которая располагается над лубом. Она состоит из множества тонких, но прочных слоев, почти не подверженных гниению. Ближе к поверхности береста окрашена в белый цвет. Слои, расположенные поблизости от луба, имеют желтовато-коричневую окраску. Именно внутренняя часть бересты используется для изготовления посуды, украшений и предметов быта.

Наиболее подходящей для работы считается гладкая кора березы пушистой, устойчивого к холодам дерева с ровным прямым стволом. Этот вид можно узнать по густому пушку, покрывающему листья и однолетние побеги. Пригодную для работы бересту снимают с деревьев возрастом от 20 до 40 лет. Делают это во время сокодвижения. Когда этот период окончится, верхний слой коры будет очень сложно отделить от луба.

Бересту снимают с дерева пластами, лентами или целыми цилиндрами, которые называют сколотнями. Сырье, полученное первым способом, представляет собой ровные прямоугольники, длина которых ограничена размером ствола. Такая береста применяется для изготовления целых коробов. Ленты, которые снимают со ствола по спирали, годятся для плетения. Из похожих на берестяные трубки сколотней делают герметичные сосуды для сыпучих материалов и жидкостей.

Перед началом работы материал очищают от мха, пыли и верхних светлых слоев. На пластовой бересте делают разметку деталей будущего изделия. Вдоль линий швов пробиваются отверстия, а саму бересту распаривают в воде. После такой обработки материал станет пластичным и легко согнется в нужных местах, не образовав при этом трещин.

Берестяные ленты идут на изготовление плетеных вещей. В этой работе используют прямое и косое плетение. В первом случае полосы располагаются параллельно основанию изделия, а во втором – под острым углом к нему. Техника прямого плетения подходит для изготовления строгих форм. Как правило, такие вещи делают на колодках – брусках, повторяющих очертания будущей коробки. Косое плетение является куда более гибкой техникой, позволяющей получать округлые предметы. Таким способом можно изготовить подстаканник, лукошко, оплести стеклянную банку, в которой летом не будет перегреваться прохладный сок или компот.

Видео по теме
Источники:
  • Плетение из бересты
Видео по теме
Источники:
  • Плетение из бересты
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500