Инструкция
1
В соответствии с гражданским законодательством, правом на обязательную долю в наследстве обладают следующие лица:

- дети наследодателя, не достигшие совершеннолетия или нетрудоспособные;
- супруг наследодателя, если он нетрудоспособен, например вследствие инвалидности;
- родители умершего;
- другие лица, которые могли претендовать на наследство по закону, при этом являлись нетрудоспособными на день открытия наследства и не менее одного года до кончины наследодателя находились на его иждивении. В данном случае не имеет значения, было ли совместное проживание данных лиц с наследодателем или нет;
- остальные лица, которые признаны нетрудоспособными на день открытия наследства и находились на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти. Право на обязательную долю в наследстве в данном случае возникает только в случае совместного проживания указанных лиц с наследодателем.
2
Размер обязательной доли в наследстве. Указанные лица имеют право на половину доли имущества наследодателя, которую бы они получили, если бы отсутствовало завещание, и они наследовали по закону. Например, у наследодателя остался сын и жена, а все свое имущество он завещал своему брату. В данном случае жена и сын умершего как наследники первой очереди по закону имели бы право на ½ всего имущества каждый. Таким образом, обязательная доля для каждого из них будет равна ¼ от имущества наследодателя.
3
Как получить обязательную долю в наследстве? Для получения обязательной доли наследуемого имущества следует обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с документами, свидетельствующими о вашем праве на эту долю. К ним можно отнести, например, следующие документы подтверждающие:

- родство с покойным;
- нахождение у него на иждивении;
- совместное проживание с умершим.