Совет 1: Что такое трапеция

Слово «трапеция» в переводе с греческого означает «столик». В математике так называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — нет. Это термин встречается также в цирковом искусстве и некоторых экстремальных видах спорта.
Для обозначения элементов трапеции существует своя терминология. Параллельные стороны этой геометрической фигуры называются ее основаниями. Как правило, они не равны между собой. Однако существует определение, в котором про непараллельные стороны ничего не говорится. Поэтому некоторые математики рассматривают в качестве частного случая трапеции параллелограмм. Однако в подавляющем большинстве учебников все-таки упоминается непараллельность второй пары сторон, которые называются боковыми.

Существует несколько видов трапеций. Если ее боковые стороны между собой равны, то трапеция называется равнобедренной или равнобокой. Одна из боковых сторон может быть перпендикулярна основаниям. Соответственно, в этом случае фигура будет прямоугольной.

Есть еще несколько линий, определяющих свойства трапеции и помогающих вычислениям других параметров. Разделите боковые стороны пополам и проведите через полученные точки прямую. Вы получите среднюю линию трапеции. Она параллельна основаниям и равна их полусумме. Выразить ее можно формулой n=(a+b)/2, где n – длина средней линии, а и b — длины оснований. Средняя линия — очень важный параметр. Например, через нее можно выразить площадь трапеции, которая равна длине средней линии, умноженной на высоту, то есть S=nh.

Проведите из угла между боковой стороной и более коротким основанием перпендикуляр к длинному основанию. Вы получите высоту трапеции. Как и любой перпендикуляр, высота — кратчайшее расстояние между заданными прямыми.

У равнобедренной трапеции есть дополнительные свойства, которые необходимо знать. Углы между боковыми сторонами и основанием у такой трапеции равны между собой. Кроме того, равны ее диагонали, что легко доказать, сравнив образованные ими треугольники.

Разделите основания пополам. Найдите точку пересечения диагоналей. Продолжите боковые стороны до их пересечения. У вас получатся 4 точки, через которые можно провести прямую, притом только одну.

Одним из важных свойств любого четырехугольника является возможность построить вписанную или описанную окружность. С трапецией это получается не всегда. Вписанная окружность получится только в том случае, если сумма оснований равна сумме боковых сторон. Описать окружность можно только вокруг равнобедренной трапеции.

Цирковая трапеция может быть стационарной и подвижной. Первая — это небольшая круглая перекладина. Она с двух сторон крепится железными прутьями к куполу цирка. Подвижная трапеция крепится тросами или канатами, она может свободно качаться. Встречаются двойные и даже тройные трапеции. Этим же термином называется и сам жанр цирковой акробатики.

Термин «трапеция» применяется так же в виндсерфинге и некоторых других видах спорта. Трапеции появились на яхтах еще в 30-е годы прошлого века. Это приспособление применялось для того, чтобы удерживать матроса за бортом судна. Крепится она системой тросов. Из парусного спорта термин вместе с похожей по форме деталью перекочевал в кайтинг.

Совет 2: Трапеция – мышца, которую мы не видим в зеркале

Трапеция представляет собой одну из крупнейших мышц человеческого организма. Однако самостоятельно оценить состояние своей трапециевидной мышцы не так просто из-за ее расположения.

Трапециевидная мышца

Трапециевидная мышца, которую опытные бодибилдеры часто называют просто трапецией, расположена в верхнем отделе спины. Она представляет собой плоскую мышцу, к которой сводятся окончания сразу трех крупных мышечных групп - широчайших мышц спины, мышц шеи и так называемых дельтовидных плечевых мышц. В результате данная мышца приобретает форму трапеции, благодаря которой она и получила свое название.

Основная площадь этой мышцы приходится на поверхность спины, однако некоторая ее часть распространяется также на шею. Поэтому спинной отдел трапециевидной мышцы различим лишь при сильном напряжении и особой позе, например, поднятых вверх и разведенных в стороны руках. А проще всего визуально идентифицировать развитую трапециевидную мышцу именно по ее верхней части, расположенной в области шеи: в народе такую шею называют накачанной или просто бычьей.

Основные движения, в которых участвует трапециевидная мышца, связаны с изменением положения лопаток. Так, верхняя часть мышцы задействуется в случае необходимости их подъема либо подъема всего плечевого пояса, а нижняя часть мышцы используется для опускания тех же частей тела. Наконец, средняя часть мышцы, расположенная в непосредственной близости к позвоночнику, участвует в сведении лопаток.

Упражнения для трапеции

Несмотря на то что трапециевидная мышца в процессе движения обыкновенно задействуется одновременно с другими мышечными группами, существует несколько специальных упражнений, направленных на тренировку именно этой мышцы. Так, одним из наиболее популярных среди бодибилдеров упражнений этой группы являются так называемые шраги, которые представляют собой чередующиеся подъемы и опускания плечевого пояса, причем в руках занимающегося в этот момент находится достаточно тяжелый груз. Именно эти упражнения считаются одними из наиболее эффективных для прокачки верхней части трапециевидной мышцы.

В качестве такого груза могут использоваться различные варианты отягощений: распространены упражнения, выполняемые со штангой, гантелями или другими приспособлениями. Кроме того, упражнения, предназначенные для развития трапециевидной мышцы, могут различаться между собой и положением этого груза: например, штанга в процессе выполнения упражнения может быть расположена впереди или позади тела занимающегося.

Кроме того, к упражнениям, направленным на развитие трапеций, обыкновенно относят разнообразные тяги, выполняемые как со свободными весами, так и в тренажерах. Этот вид упражнений в большей степени активизирует рост средней части мышцы, приближенной к позвоночнику. Наконец, развить нижнюю часть трапеции помогают подтягивания и подъем груза над головой.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500