Совет 1: Что такое дадаизм и кто такие дадаисты

Дадаизм - это один из жанров изобразительного и литературного искусства. Это течение просуществовало меньше 10 лет, но оказало большое влияние на развитие современного искусства.

Что такое дадаизм

Это течение зародилось в 1916 году и просуществовало до 1922 года. Его основоположником стал румынский и французский поэт Тристан Тцара. Дадаизм стал течением, отражающим бессмысленность существования, иррациональность и отсутствие логичности. Зарождение жанра связывается с последствиями Первой Мировой войны, оказавшей большое влияние на внешнюю политику и буквально перевернувшую жизненный уклад миллионов людей. Слово «дада», выбранное Тцара для обозначения нового искусства, имело различные значения на языках мира, также оно могло передавать детский лепет, а в русском и румынском языках выражало двойное утверждение. Таким образом, в слове «дада» каждый видел свое значение, а кто-то и не замечал его вовсе. В этом и заключалась вся суть нового жанра. По канонам дадаизма, любая логика и рациональность - это путь к войне и разрушению. поэтому они отказывались от каких-либо принципов и рушили все каноны. Основными изобразительными произведениями дадаистов были бессмысленные чертежи, абстрактные коллажи, всевозможные каракули. В поэзии дадаизм выразился в замене слов бессвязными буквенными сочетаниями. В течение нескольких лет дадаизм был очень популярен в Швейцарии, Германии, Франции, США, Японии и Великобритании. Но после 1922 года его популярность стала неуклонно снижаться, и вскоре дадаизм исчез совсем.
Дадаизм породил несколько новых течений - сюрреализм, абстракционизм, примитивизм и экспрессионизм.

Известные дадаисты

Основатель течения Тристан Тцара писал стихи на румынском и французском языке. Его произведения - это чистый дадаизм. В них практически нет смысла, а содержание абсурдно. Сюжет строится на чередовании метафоричных образов, но, в отличие от футуризма, стихотворения имеют синтаксический и логический смысл. Сподвижник Тцара Марсель Янко также был выходцем из Румынии. Янко работал художником и архитектором. Он создавал яркие полотна с нагромождением геометрических форм и абстрактными персонажами. Янко пытался популяризировать дадаизм во Франции, но получил достаточно холодный прием со стороны критиков.
Многие дадаисты использовали в своих произведениях острые политические высказывания.

Художник и поэт Жан Арп также стоял у истоков дадаизма. В своих картинах он использовал биоморфные силуэты, навеянные формами живой природы, а также яркие цветовые пятна. Стихотворения Арпа лишены логического смысла, но очень эмоциональны. Французский и американский художник Марсель Дюшан активно участвовал в дадаистских акциях и перфомансах. Он любил перевоплощаться в различные образы, в том числе и женские. Произведения Дюшана рождались из готовых вещей. Например, писсуар с написанной на нем датой и автографом, он представил как скульптуру «Фонтан».

Совет 2: Перфоманс - часть искусства

Популярным жанром современного творчества стал перфоманс. Перфоманс – это вид искусства, при котором художественное произведение состоит только из действий актеров в определенное время и в определенном месте.

Перфоманс впервые появился в 1952 году. Основоположником данного направления искусства считается Джон Мильтон Кейдж, который исполнил на сцене «4 минуты и 33 секунды тишины».

Действие вне времени и пространства

Данная форма выступления появилась в результате уличных выступлений футуристов, театра Баухауза и клоунады дадаистов. Суть перфоманса заключается в преодолении пространства картины.

В результате творчества многих художников, таких как Крис Бурден, Йозеф Бойс и многих других в 60-е гг. прошлого столетия перфоманс стал новым направлением в мире искусства и творчества. Однако на Западе он просуществовал недолго, и к концу 80-х годов развитие концептуального действия полностью прекратило свое существование.

  • Для западного человека перфоманс стал жанром сумасбродства и искусственной игры, где художник волен начать и закончить действие в любой благоприятный для него момент.

В  настоящее время приверженцами данного стиля являются американский историк Стивен Коэн, сербский перформансист Марина Абрамович и некоторые российские перфомансы, такие как Олег Кулик, Елена Ковылина и многие другие.

Совет 3: Как анализировать литературные произведения

Перед анализирующим всегда возникает непростая задача: в каком направлении проводить намеченную работу, либо анализируя формальную сторону, либо смысловую, содержательную. Преобладающим очень часто становится второе направление, поскольку для рядового читателя главным является все же смысл произведения, а не то, как оно сделано.
Возможны несколько путей анализа художественного текста. Это может быть полный, так называемый филологический анализ текста, или обычный, так называемый культурологический анализ.

Название произведения:

Название художественного произведения всегда стремится так или иначе, но дать указание читателю, на что необходимо сделать особый акцент при последующем развертывании текста. Это применимо и к прозаическому и к поэтическому текстам. Если как таковое в поэтическом тексте заглавие не вынесено, то значит смысловое наполнение настолько необъятно (даже для автора), что заключить его в отдельно взятую сжатую фразу (по отношению к тексту в целом) невозможно (и потому «названием» такого стихотворения традиционно считается начальная строка).

Однако, возможно намеренное стремление автора запутать читателя, что свойственно, например, дадаизму, или «обнажение» приема стихосложения, что свойственно футуризму, но в этом случае это не стремление автора к усложнению пути для читателя к смыслу, а один из принципов поэтики в целом.

Жанр:

Важным компонентом при анализе художественного произведения является определение его жанрового своеобразия.

Так в прозе жанр будет определять масштаб изображаемого. Если перед читателем рассказ, то само собой, что в произведении затрагивается некая частная, конкретная проблематика (например, тема одиночества в рассказе Чехова «Тоска»). Если читатель определяет жанр находящегося перед ним произведения, как роман, то и охват событий будет в нем намного крупнее, а, исходя из этого, обилие переплетающихся смысловых пластов будет указывать на «всеохватность» произведения, претензию его на универсальность (например, тема духовного пути героя, раскрывающаяся в образах князя Андрея и Пьера Безухова, примыкающая к ней тема борьбы духовного и телесного в человеческой природе, «мысль народная» по определению самого Толстого, изложение авторской концепции истории).

Тот же подход необходим и к стихотворному тексту. Например: если стихотворный текст является одическим произведением, то разумеется цель и суть его в прославлении лица, которому оно адресовано. Если это элегия, то основой произведения являются некие зыбкие «задумчивые» переживанию и, в сущности, текст является самоанализом (условно говоря) лирического героя.

Культурный контекст:

Знание эпохи, в которую создавался текст, ее реалий, во многом будет способствовать успешному анализу художественного произведения. Зная, что творчество Фонвизина, Корнеля развивалось в русле классицизма, и выяснив основной конфликт данного литературного направления (борьба между долгом и чувством, разрешающаяся в пользу первого) нетрудно проверить на примере текста наличие в нем подобной теоретической базы. Или же, анализируя произведение романтической эпохи, перед читателем сразу возникает целый перечень проблем, волнующих деятелей указанного направления (тема пути художника, преодоление двоемирия, конфликт героя и общества и т. д.).
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500