Совет 1: В чем заключался секрет Полишинеля

Один из любимых персонажей французского кукольного театра — Полишинель, прототип отечественного Петрушки, который любит рассказывать тайны, известные всей округе. Благодаря этому герою появилось устойчивое словосочетание «секрет Полишинеля», то есть мнимый секрет или уже известная информация.

История появления персонажа Полишинеля

Полишинель (Polichinelle) – вымышленный комический персонаж, собирательный образ шута, который родился на подмостках французского кукольного театра в конце шестнадцатого века.
Пульчинелла (Pulcinella), итальянский персонаж комедии масок, или комедии дель арте, в Англии превратился в Панча, в Чехии - в Кашпарека, в России - в Петрушку, а во Франции - в Полишинеля.

Внешне неказистый горбун-задира в красном наряде и колпаке, любитель поболтать и повеселиться, рассказывает секреты, которые знают все, но - как он утверждает - «не смеют озвучивать». Он очень быстро завоевывает симпатию зрителей кукольного театра, вызывая своими действиями и рассказами бесконечный хохот.

Функция его в пьесе, как и у его родственников-шутов, заключается в осмеивании человеческих пороков, в том числе и глупости, которую он сам и символизирует. Один из наиболее известных и популярных сюжетов о Полишинеле - измена его жены (Коломбины) с Арлекином. Об этом знали все герои пьесы, кроме самого шута. Но ему об этом никто не рассказывал, потому что это и так всем известно. А сам он не умудрялся об этом ни у кого спросить.

Что означает выражение «секрет Полишинеля»

Выражение «секрет Полишинеля» стало крылатым, и сейчас его используют в тех случаях, когда хотят показать абсурдность оглашенной информации. Многие журналисты, политики и писатели употребляют этот фразеологизм в своих текстах и выступлениях. Поэтому часто можно услышать или прочитать фразу: «Их тайна, словно секрет Полишинеля». Это означает, что эта тайна уже давно предана огласке или таковой не являлась никогда. Ведь сам Полишинель под видом секрета рассказывал всем известные вещи.
Значение выражения, которое дошло до сегодняшнего времени из прошлого, – сообщать факты, ставшие давно известными. Но другой скрытый смысл фразы – умело притвориться, что эта избитая истина была услышана впервые.

Однажды он спросил у окружающих, знают ли они, кто король Франции, а услышав ответ – Луи, рассмеялся и ответил, что король – дурак! Окружающие согласились с ним, но отметили, что и без него это знали. Получается, что секрета у Полишинеля не было, но при этом он умел заинтересовать окружающих своей мнимой тайной, и даже - как ни странно - умудрялся брать деньги за ее озвучивание.

Поэтому тайна, которую знают все, кроме самых доверчивых и глупых, носит название – «секрет Полишинеля». А людей, стремящихся принять таинственный вид и скрывать популярные факты от окружающих, называют «Полишинелями».

Совет 2: Как начинались кукольные представления

Кукольные представления имеют гораздо более древнюю историю, чем любые другие виды и жанры театрального искусства. Но, пережив века и разные исторические уклады, театр кукол по-прежнему не утратил популярности. Его представления пользуются неизменным успехом как у юного, так и у взрослого зрителя.

Кукольные представления древности и средневековья

Первые упоминания о простейших кукольных представлениях связаны с древнеегипетскими религиозными мистериями, в основу которых был положен миф о смерти и воскресении Осириса. Их непосредственными участниками были куклы, изображавшие Осириса и Исиду, хотя в данном случае они играли пассивную роль.

В Древней Греции и Риме большой популярностью пользовались домашние кукольные спектакли, декорации и куклы для которых изготавливались своими руками. В это время были созданы первые куклы, приводившиеся в движение при помощи пара и ремней, крепившихся к ручкам и ножкам.

В средние века кукольные представления, чаще всего, показывались на улицах и площадях. Бродячие артисты-кукольники переходили из города в город и, натягивая между столбами большие куски ткани, показывали над ними спектакли, нередко основанные на весьма серьезных, лирических и драматических сюжетах. Ученые давно доказали, что в представлениях бродячих кукольников встречались сюжеты, впоследствии использованные профессиональными драматургами в таких выдающихся произведениях как «Ромео и Джульетта», «Фауст» и «Король Лир».

Популярнейшим персонажем сатирических представлений стал Пульчинелла, чей образ впервые появился в конце 16 века в итальянской комедии масок. Этот образ приобрел такую широкую популярность, что в большинстве европейских стран у него появились многочисленные «братья». Среди них – английский Панч, французский Полишинель и, конечно же, русский Петрушка.

Театр Петрушки

В России театр Петрушки получил распространение в конце 18 века. Основными принадлежностями петрушечника были складная ширма и набор кукол, которые по окончании представления укладывались в ящик. Помощником кукольника был музыкант-шарманщик.

Героем таких представлений являлся длинноносый, крикливый и совсем не безобидный Петрушка, говоривший резким, визгливым голосом. Для создания подобного тембра кукольник брал в рот специальное приспособление, которое называлось «пищик». Разумеется, говорить с пищиком во рту было не очень удобно, и тут на помощь кукольнику приходил шарманщик. Он вступал в диалог с Петрушкой, как будто переспрашивая и, таким образом, повторяя для публики непонятные фразы.

И хотя все бродячие кукольники разыгрывали, по сути, одно и то же представление с небольшими вариациями, в народе популярность петрушечной комедии была необычайно велика.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500