Мало кому из современных актеров, находящихся на грани поколений – уже и не среднее, но еще и не совсем старшее - удавалось и удается настолько безупречно строить свою карьеру, как Брэду Питту.

Рождение секс-символа



По независящим от актера причинам его первый фильм «Темная сторона солнца» (1988) вышел лишь спустя десять лет, но очевидно, что уже тогда выбор роли актером был осуществлен не по принципу «засветиться и проснуться знаменитым и классным», а по критериям качества: тема+сценарий+интересный режиссер. Его выбор еще и потому достоин уважения, что был явно сделан не из-за финансовой выгоды – справедливо немаловажной детали для молодого артиста в Лос-Анджелесе.


Главным мерилом в выборе роли было авторское высказывание. Спустя годы стало очевидно, что для Питта это основной критерий в работе: высказывание, которое режиссер и продюсер вкладывают в фильм, и высказывание, которое лично он может сделать, сыграв ту или иную роль: независимо от того коммерческий это проект или авторский кинематограф. Артисту удивительным образом удается сохранять баланс между одним и другим.

Удача – первая большая роль – нашла Уильяма Брэдли Питта ровно тогда, когда он приобрел опыт работы на киноплощадке и окончил курсы актерского мастерства.

А самое начало карьеры Брэда Питта было банальным – с небольших эпизодов, ролей в сериалах, среди которых долгоиграющие и культовые для американской аудитории: «Кошмары Фредди» (1988 – 1990), «Кинотеатр Джо Боба под открытым небом» (сериал, 1987 – 1995), «Тридцать-с-чем-то» (сериал, 1987 – 1991), «Джамп стрит, 21» (сериал, 1987 – 1991), «The New Hollywood Squares» (сериал, 1986 – 1989), «Проблемы роста» (сериал, 1985 – 1992), «Даллас» (сериал, 1978 – 1991), «Другой мир» (сериал, 1964 – 1999).

Несмотря на то, что фильм «Темная сторона солнца», в связи с войной в Югославии, где осталась часть отснятого материала, не вышел на экраны вовремя, простоя у актера не было. Были роли в фильмах: «Гонки по кругу» (1990), «Умереть молодой» (ТВ, 1990), «Картина» (ТВ, 1990), «Сокращая класс» (1989), «Байки из склепа» (сериал, 1989 – 1996) и «Счастливы вместе» (1989). Но только через три года после своей первой большой работы, где он сыграл роль юноши с редким заболеванием, переступившего черту собственной жизни ради короткого мгновения счастья жить и любить под Солнцем, Питту посчастливилось сыграть небольшую – всего три эпизода, - но очень важную для его карьеры роль в фильме «Тельма и Луиза» (1991), обойдя неизвестного тогда Джорджа Клуни, пять раз проходившего пробы на эту же роль.
«Я из тех людей, кого ненавидят на генетическом уровне»

Именно после фильма «Тельма и Луиза», после роли Джея Ди и знаменитой постельной сцены с Джиной Дэвис, мир узнал того Брэда Питта, который по сию пору является одним из самых сексуальных мужчин мира. И именно после этого фильма начался его поступательный и верный карьерный рост. Ему, разумеется, не удалось избежать ролей и в проходных фильмах, но откровенно плохих не было даже среди них.

Единственно возможным способом – методом проб и ошибок – он искал режиссеров, с которыми стоит работать. Да, не сложилось с Ральфом Бакши и ролью в «Параллельном мире» (1992), как и с режиссером Томом Ди Чилло и его фильмом «Джонни Замша» (1991), но затем состоялась встреча с великим кинематографистом Робертом Редфордом, в фильме которого «Там, где течет река» (1992), Питт сыграл так, что самые критично настроенные злопыхатели, стремящиеся с самого начала навесить на него ярлык недалекого смазливого красавчика, были повержены.
Таких злопыхателей всегда хватало и вычислялись они легко, поскольку любили, не мудрствуя лукаво, рифмовать в своих статьях Брэд и бред, Питт и пить.

Брэд Питт продолжил работать с Редфордом и их совместная фильмография обогатилась еще двумя работами: «Калифорния» и «Настоящая любовь». Судя по всему, общение с Редфордом, и своего рода учеба у него, многое дали Питту не только как актеру. Его последующий и весьма успешный опыт работы продюсером тоже вытекает из тех лет – времени работы с Робертом Редфордом.
«Как-то раз я позвонил своему деду: «Мы тут посмотрели твое кино», — сказал дед. «Какое именно, дед?» — сказал я. А он крикнул моей бабушке: «Эй, Бетти, как называлось то кино, от которого я блевал третьего дня?»


Человеческие истории, актер и режиссеры.



Можно ли сказать, что у актера Брэда Питта есть свой особый почерк? Скорее всего нет. И не только потому, что он, как по-настоящему мудрый артист, старается разнообразить свою карьеру и не застревать в каком-либо амплуа: романтично-опасного любовника, брутального героя или острохарактерного эксцентрика. Он действительно истинный лицедей. Но есть все же нечто, что нельзя, пожалуй, назвать почерком – это скорее небольшой штрих, присутствующий почти во всех созданных им образах: большинство ролей он играет привнося в них – где-то больше, где-то лишь чуть сквозящую – иронию.

С годами у Брэда Питта все меньше становилось проходных работ – их практически не стало. Совсем. В каждом фильме, будь это главная роль, как в «Легендах осени» (1994), «Семь» (1995), или «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998), или роли второго плана в звездной команде – «Семь лет в Тибете» (1997), «Бойцовский клуб» (1999), «Друзья Оушена» (2001, 2004, 2007) – актер безупречно разный. И именно этой разностью он покоряет все большое количество поклонников среди мужчин и женщин всего мира: совсем юных, зрелых и убеленных сединами.
«Если бы у меня были сверхъестественные способности, я бы повернул время вспять — вот что бы я сделал»

Фильмография Брэда Питта вбирает в себя работы практически для любого зрителя: для тех, кто может влюбиться в него в «Трое» (2004) или в «Мистере и миссис Смит» (2005), для тех, кто может не одобрить его работу в «Мексиканце» (2001) или «После прочтения сжечь» (2008), и безусловно для тех, кто не устанет восхищаться нюансами его игры в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008). И все эти поклонники могут критически, или напротив восторженно, отнестись к его работе как в «Бесславных ублюдках» (2009), так и в «Войне миров Z» (2013).

Приобретя с годами и опыт, и маниакальное чутье на киноисторию, Брэд Питт перестал ошибаться в выборе. Вероятно еще и потому, что он работает с лучшими и безупречными: братьями Коэнами, Эндрю Домиником, Стивом МакКуином, Терренсом Маликом, Квентином Тарантино, Мартином Скорсезе и Дэвидом Финчером.

За почти тридцатилетнюю жизнь в кинематографе Брэдом Питтом сыграно более 60-ти ролей. Понятно, что это не предел и список будет пополняться, тем более что актерский пик у него явно еще не пройден: его пик где-то рядом, на подходе, и есть надежда в ближайшие годы увидеть Брэда в роли, которая раскроет его так, как он того достоин.

Верится, что уже пишется этот сценарий. Сценарий для Брэда Питта.