Связь между структурами головного мозга и моторикой кистей рук – известный научный факт. Психологи в детских садах и школах обязательно обращают внимание на ловкость детских пальчиков. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем больше вероятности, что он будет хорошо учиться.

Развивать мелкую моторику ребенка нужно постоянно и с самого его рождения. Сейчас в магазинах огромный выбор соответствующих игрушек, игр и пособий. Но развитием детей успешно занимались и наши прабабушки, хотя подчас совсем не осознавали, для чего они это делали.


Пальчиковые игры



Наверняка у всех в памяти детские прибаутки «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Что делает мама или бабушка, когда трогает, разминает, загибает-разгибает пальцы на младенческой руке? Тренирует мелкую моторику. Хотя выглядит все как пустяковое занятие, между тем, оно приносит удовольствие и пользу ребенку.

Чуть подрастет ребенок, и мама усаживает его рядышком с собой, когда занимается хозяйственными делами. Ребенок трогает различные вещи, ощущает их шероховатость или гладкость, играет с кастрюльками, ложками, пробует что-то положить внутрь, что-то достать. И это тоже очень важные занятия для малыша.

Есть специальные пальчиковые игры. Этой теме посвящено много книг, которые запросто можно купить в книжных магазинах. Вслед за словами незатейливых стишков ребенок вместе со взрослым складывает пальчики в определенном порядке. Получается весело и полезно для детского развития.
Пальчиковые игры или гимнастику для пальцев обязательно проводят в детских садах и школах. Это хорошая подготовка руки к письму.


Когда дети становятся постарше, их приобщают к взрослым занятиям. Девочки начинают заниматься рукоделием. Очень полезна работа с вязальным крючком. Кстати, неплохо вязать получается и у мальчиков. Но им обычно больше нравятся папины инструменты: молоток, напильник. В результате отрабатывается координация движений, руки становятся все более умелыми.

Специальные игры для развития мелкой моторики



На сегодняшний день игрушек и игр для развития мелкой моторики так много, что подчас трудно остановить внимание на чем-то одном.

Для совсем маленьких детишек продаются разнообразные вставляющиеся друг в друга предметы. Это традиционные пирамидки, матрешки, а также игры, сделанные по принципу Монтессори. Среди первых игрушек и всевозможные шнуровки, их выбор тоже достаточно большой. Играя, ребенок попутно знакомится с размером, цветом и формой. А заодно учится самообслуживанию.

Еще одна из распространенных настольных игр – мозаика. Поскольку детали этой игры довольно мелкие, то ее рекомендуют для детей после трех лет. Хотя и дети помладше могут справляться с мозаикой, только нужен постоянный контроль со стороны взрослых.
Некоторые родители жалуются, что ребенок совсем не интересуется развивающими играми. Однако все эти игры рассчитаны не на самостоятельную игру ребенка. Необходимо обязательное участие взрослых.


К играм, развивающим мелкую моторику, стоит отнести также кубики, пазлы, разнообразные конструкторы.

Полезно заниматься лепкой, благо недостатка в пластилине сейчас нет. Можно выбрать пластилин желаемого качества и цвета. Если нравится лепить из более натуральных материалов, можно выбрать глину или соленое тесто. Дети очень любят такие занятия наряду с рисованием.

Вряд ли можно в небольшой статье перечислить все игрушки и игры, развивающие моторику рук. Важно только помнить, что такие игры необходимы всем детям. От того, насколько умелыми будут пальчики ребенка, зависит развитие его речи и интеллекта.