Совет 1: Какие есть виды романов

Роман – жанр литературы, как правило, прозаическое произведение, повествующее о судьбе отдельного человека являющегося главным героем романа. Произведения данного жанра чаще всего описывают кризисные, нестандартные периоды судьбы главного героя, его отношение к миру, становление и развитие самосознания и характера личности.
Точную и абсолютно полную классификацию такого жанра как роман дать практически невозможно, так как в основном такие произведения всегда находятся в конфликте с принятыми литературными условностями. В этом литературном жанре на всех этапах его развития всегда тесно переплетаются элементы современной драмы, журналистики, массовой культуры и кино. Единственным неизменным элементом романа остается способ повествования в форме репортажа. Благодаря этому основные виды романа все же можно выделить и описать.
Первоначально, в 12-13 вв., слово roman обозначало любой письменный текст на старофранцузском языке и лишь во второй половине 17 в. частично обрело свое современное смысловое наполнение.

Роман социальный

Основой таких произведений служит описание различных вариантов поведения, принятого в каком-либо отдельном обществе, и поступки героев, противоречащие или соответствующие этим ценностям. Социальный роман имеет 2 разновидности: культурно-исторический и нравописательный.

Нравописательный роман – это камерное социальное повествование, сосредоточенное на стандартах и нравственных нюансах поведения в обществе. Ярким примером произведения такого вида служит роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Культурно-исторический роман, как правило, описывает историю какой-либо семьи на фоне культурных и нравственных стандартов своего времени. В отличии от нравописательного, этот вид романа затрагивает историю, подвергает глубокому изучению отдельные личности и предлагает собственную социальную психологию. Классическим примером культурно-исторического романа является «Война и мир» Толстого. Примечательно, что такая форма романа очень часто имитируется так называемыми блокбастерами. Например популярное произведение М. Митчелл «Унесенные ветром», на первый взгляд, имеет все признаки культурно-исторического романа. Но обилие мелодраматических эпизодов, стереотипные герои и поверхностная социальная психология говорит о том, что этот роман всего лишь имитация серьезного произведения.

Психологический роман

В данном виде романов все внимание читателя сосредоточено на внутреннем мире человека. Произведение в жанре психологического романа насыщено внутренними монологами, потоком сознания главного героя, аналитическими комментариями и символикой. «Большие надежды» Диккенса, «Записки из подполья» Достоевского – яркие представители психологической формы романа.

Роман идей

Роман идей или «философский» роман использует своих героев в качестве носителей различных интеллектуальных теорий. В произведениях такого типа всегда много места уделено разного рода идеям и мнениям относительно всего на свете, от нравственных ценностей общества до космоса. Примером такого романа может служить произведение известного философа Платона «Диалоги», в котором участники и герои являются рупором самого Платона.

Приключенческий роман

Роман поисков, роман с интригой, рыцарский роман, шпионский триллер также относятся к данному типу романов. Как правило, такие произведения насыщены действием, хитросплетениями сюжета, отважными и сильными героями, любовью и страстью. Основной целью приключенческих романов является развлечение читателя, сравнимое, например, с кино.
Самый длинный роман «Люди доброй воли» Луи Анри Жана Фаригуля, он же Жюль Ромен (Франция) был опубликован в 27 томах в 1932-1946 гг. В романе 4959 страниц и приблизительно 2070000 слов (не считая 100-страничного указателя).

Роман экспериментальный

Главной особенностью экспериментальных романов является то, что их довольно трудно читать. В отличие от классических видов романа, в этих произведениях рвется логика причин и следствий. В экспериментальном романе может, например, отсутствовать сюжет как таковой, знать, кем является главный герой, также необязательно, все внимание здесь уделено стилю, структуре и форме воспроизведения.

Совет 2: Какие романы есть у Диккенса

Чарльз Диккенс – английский писатель, очеркист и романист, входит в число крупнейших прозаиков XIX века, признанный классик мировой литературы. Все романы Диккенса написаны в стиле высокого реализма и пронизаны критикой несправедливости лицемерия и пороков общества.
К основным литературным произведениям Диккенса относятся 20 романов, 1 сборник повестей, 3 сборника избранных рассказов и большое количество очерков.

Самые известные романы Диккенса

«Посмертные записки Пиквикского клуба» – самый первый роман писателя, после издания которого Диккенаса ожидал головокружительный успех. Произведение повествует о комической эпопее, главным героем которой является добродушный, чудаковатый, высокоморальный, безупречно честный, беззаветно смелый и бесконечно наивный оптимист мистер Пиквик – создатель одноименного клуба. Роман по своему сатирическому изложению жизни английского общества и гротескному главному герою очень похож на «Дон Кихота» Сервантеса.
Диккенс довольно частот самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю.

«Приключения Оливера Твиста» – второй роман, рассказывающий историю жизни маленького мальчика-сироты, вынужденного скитаться по лондонским трущобам. На своем пути он встречается с низостью и благородством людей из различных слоев английского общества. На страницах произведения изображены довольно правдоподобные картины жизни британского общества XIX века. В этом романе писатель выступает как гуманист, утверждая силу доброго начала в человеке. Искреннее стремление мальчика Оливера к честной жизни побеждает жестокую судьбу, и все заканчивается хорошо.

Следующим романом Диккенса был «Жизнь и приключения Николаса Никльби», который продолжил тему уничтоженного детства. Как и «Оливер Твист», эта сказка имеет хороший конец. Роман выпускался небольшими частями с марта по сентябрь в 1839 году.
Еще до того, как был издан последний выпуск «Николаса Никльби», писатель приступает к работе над новым проектом под названием «Лавка древностей», который также издавался небольшими частями каждую неделю c апреля 1840 года по февраль 1841 года. Роман пользовался большой популярностью в Великобритании и в Америке.

Сразу по окончании публикации «Лавки древностей» в таком же формате начинает выходить новое произведение писателя под названием «Барнеби Радж». Этот роман был выношенной вещью Диккенса, написать его он обещал еще своему самому первому издателю в 1836 году, но увлекся «Пиквикским клубом» и отложил дело на потом.

После этого началось издание книг, входящих в сборник избранных произведений под общим названием «Рождественские повести», которые были посвящены теме рождества и всего, что с ним связано. В данный сборник включены такие произведения писателя как: «Рождественская песнь», «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни», «Гонимый человек». Все произведения входящие в данный сборник написаны в стиле социальной проповеди, но в легкой художественной форме.

После путешествия в Америку Диккенс написал роман-пародию на американский образ жизни под названием «Мартин Чезлвит». Многим заокеанским критикам и читателям не понравилась едкая сатира писателя, они встретили данное произведение в штыки и осудили писателя, посчитав издание романа крайней бестактностью.

Следующий роман писателя назывался «Домби и сын» стал одним из лучших в творчестве Диккенса. В этом произведении очень хорошо прописаны все грани таланта Диккенса. Богатство красок, бесконечная череда чудаковатых персонажей, жизненных положений и ситуаций, постоянное изящное, негодование, граничащее с революционным пафосом: всем этим наполнен роман «Домби и сын».

Еще одним крупнейшим произведением Диккенса, которое уже не содержало такое количество юмора и в многом было автобиографичным, стал роман «Дэвид Копперфильд», вышедший после издания «Домби и сына». Произведение имеет серьезную и тщательно продуманную тему протеста против нового бездушного капиталистического общества и восхваления моральных ценностей и семьи.
Несмотря на то, что в своем завещании писатель просил не ставить ему памятников, в 2012 году было принято решение поставить памятник на главной площади Портсмута. Памятник будет открыт 9 июня 2013 года, автор Мартин Джеггинс.

Поздние произведения

После «Дэвида Коперфилда» в романах Диккенса появляется больше меланхолии и безысходности, юмор отходит на второй план, неоспоримые в прошлом ценности все чаще подвергаются сомнению. К поздним произведениям писателя относятся романы: «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», последний законченный роман «Наш общий друг» и неоконченное детективное произведение «Тайна Эдвина Друда».
Источники:
  • Лучшие книги Чарльза Диккенса
Источники:
  • РОМАН (литературный жанр)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500