Восемь ступеней


Посмотрите на фортепианную клавиатуру. Даже тот, кто никогда не играл на пианино, наверняка обратил внимание, что клавиатура состоит из групп клавиш, расположенных в определенном порядке. Черные клавиши располагаются группами по две и три, белые – находятся между ними, причем между некоторыми белыми клавишами черных нет.

Нажмите любую белую клавишу. Например, пусть она будет левее группы из двух черных. Найдите еще одну такую же группу, ближайшую слева или справа, а в ней – клавишу, имеющую такое же положение. Это и есть октава. Посчитайте количество белых клавиш, начиная с той, которую вы нажали вначале, и до конечной. Их окажется ровно восемь. В данном случае это – обычный звукоряд: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до».
У каждой октавы свое название. Та, что находится посередине фортепианной клавиатуры, называется первой, слева от нее – малая, справа – вторая.


Тон и полутон


Каждых звук имеет определенную высоту. Между звуками, которые можно получить, нажав соседние клавиши (вне зависимости от того, белые они или черные), разница в один полутон. Между клавишей «до» (той самой, что находится левее группы из двух черных клавиш) и ближайшей к ней черной («до-диез») – полутон. Соответственно, до следующей белой будет два полутона, то есть тон.

Посчитайте, сколько всего тонов в октаве. От «до» до «ми» - 2 тона, от «ми» до «фа» - полутон, от «фа» до «си» - 3 тона, от «си» до «до» - полутон. Получается, что в октаве 5 тонов и 2 полутона, то есть всего 6 тонов. Порядком расположения тонов и полутонов определяется тот или иной музыкальный строй. Например, любая мажорная гамма строится так: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Натуральный минор – это 1 тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Зная эти последовательности, можно построить любую натуральную гамму.
Порядок расположения тонов и полутонов очень важен, если вы собираетесь учиться играть на инструментах, где положение каждого звука зафиксировано не столь жестко, как на фортепиано.


Поэтические октавы


В литературе октавой называют строфу, состоящую из восьми строк. Впрочем, количество – это еще не все, ведь из восьми строк может состоять и небольшое стихотворение, записанное двумя четверостишиями без интервала между ними. Октава предполагает особую организацию строфы. Наиболее яркий пример – знаменитые пушкинские октавы, которыми написан роман в стихах «Евгений Онегин». Обратите внимание на схему рифмовки. В первой части строфы она перекрестная, во второй – смежная, и такого порядка автор придерживается во всем произведении.